Posted 6 февраля 2014,, 10:24

Published 6 февраля 2014,, 10:24

Modified 20 августа 2022,, 19:34

Updated 20 августа 2022,, 19:34

Появился еще один претендент на долю денег от продажи ТНК-BP "Роснефти"

6 февраля 2014, 10:24
Совладелец группы "Синтез" и сенатор от Чувашии Леонид Лебедев объявил, что ранее являлся тайным акционером ТНК-BP. Теперь через американский суд бизнесмен и политик потребовал от своих, как он утверждает, бывших партнеров Виктора Вексельберга и Леонида Блаватника $2 млрд в качестве доли от состоявшейся в 2013 г. продажи ТНК-BP "Роснефти".

Совладелец группы "Синтез" и сенатор от Чувашии Леонид Лебедев объявил, что ранее являлся тайным акционером ТНК-BP. Теперь через американский суд бизнесмен и политик потребовал от своих, как он утверждает, бывших партнеров Виктора Вексельберга и Леонида Блаватника $2 млрд в качестве доли от состоявшейся в 2013 г. продажи ТНК-BP "Роснефти".

Как передает в четверг РБК daily, Л.Лебедев, по его словам, был косвенным владельцем 7,5% в AAR и 3,75% в ТНК-BP. За продажу 50-процентной доли последней AAR в прошлом году получил от "Роснефти" около $28 млрд, в силу чего сенатор претендует на сумму, превышающую $2 млрд.

Иск Л.Лебедева был подан его адвокатом в суд Манхэттена на этой неделе во вторник. Согласно изложенной в документе информации (журналисты РБК daily ознакомились с его содержанием), в 1997 г. Л.Лебедев передал В.Вексельбергу и Л.Блаватнику $25 млн, а также имевшиеся у него доли в "Тюменской нефтяной компании" (ТНК) и ее дочернем обществе ОАО "Нижневартовскнефтегаз". По уточнению газеты Ведомости (тоже ссылается на копию иска), размер этих долей составлял 1,8% и 10,5% соответственно. Как утверждает сенатор, переданная сумма позволила указанным бизнесменам приобрести "жизненно важный процент собственности", который обеспечил им совместно с "Альфа-групп" Михаила Фридмана контроль над ТНК, пишет РБК daily.

По сообщению газеты Коммерсант, Л.Лебедев должен был получить от В.Вексельберга и Л.Блаватника 33,3% в их общем совместном предприятии - владельце долей в ТНК. Были ли подписаны обязывающие соглашения, сенатор в иске не указал. Но он отметил, что выполнил свои обязательства, тогда как партнеры не передали ему долю в ТНК.

"Ведомости" пишут, что Л.Лебедев, по его словам, также должен был получить доступ к управлению совместным бизнесом партнеров. В 1999 г. ответчики, исполняя это обязательство, номинировали его на пост президента "Славнефти", хотя "Синтезу" принадлежало только 2% нефтекомпании. Как напоминает газета, тогда Л.Лебедев не называл, на чью поддержку он рассчитывает в борьбе за руководство "Славнефтью", которое, впрочем, он не получил (государство, в то время основной акционер компании, предпочло другого кандидата).

Как передают газеты, Л.Лебедев в иске также сообщает, что в 2001 г., пребывая в Нью-Йорке, он обсуждал ситуацию с В.Вексельбергом и Л.Блаватником. Они будто бы договорились, что за свой вклад Л.Лебедев получает 15% в зарегистрированной в офшоре OGIP Ventures, через которую бизнесмены владели акциями ТНК. "Ведомости" уточняют, что был составлен проект соглашения, однако Л.Блаватнику вдруг понадобилось уехать из Нью-Йорка и документ подписали только Л.Лебедев и В.Вексельберг - причем как физические лица, а не представители каких-либо юрлиц. Л.Блаватник будто бы позже согласился с условиями соглашения.

Таким образом, по утверждению Л.Лебедева, он совместно с партнерами и "Альфа груп" получили контроль над ТНК. В 2003 г. последняя была объединена с российскими активами британской BP в новую компанию - ТНК-BP, 50% в которой получил консорциум российских акционеров AAR (куда тогда входили "Альфа" и OGIP).

Л.Лебедев в иске утверждает, что В.Вексельберг и Л.Блаватник скрыли его долю от BP, поскольку побоялись, что сделка с британцами сорвется. Партнеры будто бы предложили выкупить долю сенатора, но он отказался. Была найдена другая схема: создали компанию Coral, и через нее Л.Лебедев три года должен был получать 7,5% платежей, которые BP перечисляла AAR. До 2006 г. сенатор получил $600 млн.

Представитель Л.Лебедева сообщил "Коммерсанту", что в последние годы участники дела имели контакты только по телефону, а свои претензии истец направил Л.Блаватнику и В.Вексельбергу "после нарушения его прав при сделке с "Роснефтью"". Истец считает, что ему причитается более $2 млрд.

Представитель В.Вексельберга не стал комментировать ситуацию прессе. Л.Блаватник и его представитель заявили западным СМИ, что претензии Л.Лебедева не имеют под собой никаких оснований.

Эксперты, опрошенные названные изданиями, по-разному оценивают шансы Л.Лебедева доказать свою правоту. Так, управляющий партнер адвокатского бюро "Бартолиус" Юлий Тай в беседе с "Коммерсантом" предположил, что шансы сенатора на победу в суде невелики. Он также отметил, что это дело "очень напоминает спор Бориса Березовского с Романом Абрамовичем: те же устные договоренности и отсутствие прямых письменных доказательств". А партнер "Юков и партнеры" Всеволод Миллер, чей комментарий приводят "Ведомости", заметил, что для судебной системы Соединенных Штатов даже устные договоренности выступают доказательством. Если Л.Лебедев представит доказательства, убедит в своей правоте присяжных заседателей, то он может выиграть дело, считает юрист.

"