Posted 5 августа 2021,, 15:28

Published 5 августа 2021,, 15:28

Modified 16 сентября 2022,, 20:52

Updated 16 сентября 2022,, 20:52

Металлурги осваивают новые виды хладостойких сталей

5 августа 2021, 15:28
«Северсталь» разработала хладостойкую и трещиностойкую сталь класса прочности К60 и толщиной 45 мм для производства слагкетчеров

С каждым годом российский промышленный комплекс приобретает всё больше возможностей и компетенций. Это особенно важно для нефтегазового сектора, так как в настоящее время разработка большинства новых месторождений углеводородов реализуется в Арктической зоне, где требуется внедрение уникальных технологий и материалов.

Их разработкой занимаются российские промышленные предприятия, в том числе и металлургические, которые стоят перед серьёзным вызовом: предлагать продукты с улучшенными свойствами для объектов нефтегазовой отрасли.

Пример успешной реализации такого проекта — разработка «Северсталью» хладостойкой и трещиностойкой (CTOD) стали класса прочности К60 и толщиной 45 мм для производства слагкетчеров на «Лискимонтажконструкции». Это была совместная работа «Северстали» и «Лискимонтажконструкции» над заказом компании НОВАТЭК.

Слагкетчеры (пробкоуловители) — это сложное резервуарное оборудование. Они устанавливаются для улавливания жидкостных пробок и выбросов механических примесей, а также разделения газожидкостной смеси — очистки газового потока от взвешенной влаги. В пробкоуловителе под действием гравитационных сил происходит разделение газоконденсатного потока на газовую, конденсатную и водометанольную фракции. Водометанольная фракция отводится из секции сборника жидкости в нижней части аппарата, а газовая фаза отводится через сепаратор-каплеотбойник из верхней части.

В экстремальных условиях слагкетчеры должны выдерживать не только высокое давление для улавливания пробок, но и низкие температуры.

Руководитель направления по развитию продуктовой категории «Толстый лист и трубы большого диаметра» «Северстали» Игорь Антипов подчеркнул, что отличительной особенностью новой стали стало обеспечение комплекса механических свойств, включающего ударную вязкость, трещиностойкость и повышенную надежность при низких температурах, на толщине проката 45 мм.

«Перед нами стояла амбициозная задача разработать продукт в кратчайшие сроки. Данный продукт был освоен за три месяца. Это стало возможным благодаря тому, что „Северсталь“ обладает полным производственным циклом от выплавки металла до производства листа, уникальным опытом и компетенциями в производстве сложных и эксклюзивных видов продукции. Мы готовы к подобным вызовам и можем оперативно осваивать новые продукты под задачи клиентов», — пояснил Игорь Антипов.

Главная технологическая сложность при создании этого металлопроката заключалась в ограничении по использованию легирующих элементов, в частности, ограничение по никелю составило до 0,30%. Тем не менее, «Северсталь» справилась с этой задачей и при стандартных допусках по элементам смогла обеспечить необходимую хладостойкость, вязкость и трещиностойкость. Кроме того, при производстве данного металлопроката были разработаны ограничения по диапазону температур в 5˚С градусов при прокатке. На стандартных продуктах диапазон составляет 20˚С. При таком существенном ограничении технологических параметров удалось стабилизировать не только технологию производства данной продукции, но и получаемый комплекс свойств стали. Для выполнения этого заказа «Северстали» необходимо было учитывать и особенности резки металлопроката толщиной 45 мм и с высокими вязкими свойствами.

Актуальность применения данного металлопроката сохраняется и в других нефтегазовых проектах, а также и при строительстве любых промышленных объектов, к которым предъявляются повышенные требования по надёжности. Высокая трещиностойкость очень важна для производства самых ответственных продуктов, обладающих повышенными требованиями к эксплуатационной надежности.

Активное освоение арктических зон мотивирует металлургов наращивать новые компетенции. План развития Северного морского пути предусматривает утверждение его к 2035 г. в качестве международной транспортной зоны, которая протянется вдоль арктического побережья России от Мурманской области до Камчатки. Грузопоток по СМП к 2024 г. может достичь 80 млн тонн в год. Обустройство в сложных арктических условиях столь длинной транспортной артерии потребует колоссальных сил на строительство портов, дорог, инфраструктуры, а также обустройство новых нефтегазовых месторождений как одного из основных драйверов развития Арктики. В связи с этим промышленным и металлургическим компаниям России очень важно создавать материалы с требуемыми для этих стратегических проектов свойствами.

"