В администрации президента США заявили, что вскоре ужесточат санкции против иранской нефтяной отрасли. По словам главы Минэнерго Соединенных Штатов Криса Райта, в прошлый президентский срок Дональда Трампа импорт черного золота из Исламской республики Иран (ИРИ) сократился до минимума. Однако Джо Байден в свой президентский срок попросту не соблюдал эти рестрикции.
Министр энергетики США уверен, что сейчас Вашингтон вновь может серьезно сократить экспорт иранской нефти. Вопрос в том, насколько хорошо получится в этот раз. Трамп уже инициировал ряд новых рестрикций в начале 2025-го, но пока что поставки из ИРИ особо не сократились. Впрочем, если верить заверениям администрации главы Белого дома, это может быть только разминкой.
Пока что мировой рынок нефти спокоен. Для некоторых его игроков, особенно для России, история с рестрикциями против Ирана может сыграть даже на руку.
Важно понимать, что де-юре никаких послаблений прежних санкций против ИРИ руководство США не делало. Однако глава Минэнерго США справедливо отметил, что многие рестрикции в последние годы соблюдались чисто условно.
В 2024 году, по данным Управления по контролю над иностранными активами Министерства финансов США (OFAC), поставками иранской нефти занималось примерно 150 танкеров, из которых почти 100 попали под санкции. Несмотря на это иранский экспорт черного золота за первую половину 2024-го вырос на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го, составив 1,5 млн б/с.
Во второй половине объемы поставок из ИРИ даже достигали 1,75 млн б/с и лишь в ноябре за счет очередных рестрикций со стороны США, если верить Bloomberg, они вновь опустились до 1,5 млн б/с. Но и это выше показателей 2023-го.
В феврале 2025-го, когда в должность главы Белого дома уже вступил Дональд Трамп, Минфин Соединенных Штатов инициировал новые рестрикции. Эти санкции были направлены против юридических и физических лиц в Китае, Индии и ОАЭ, а также против нескольких судов, которые занимались экспортом черного золота из ИРИ.
В «черный список» попали:
Увы, но объемы поставок иранской нефти (до 90% которой шло в Китай) почти не изменились. В феврале аналитики из Vortexa сообщили, что для обхода рестрикций независимые нефтяные терминалы в ключевых портах за пределами Шаньдуна, таких как Далянь, Шанхай, Чжоушань и Хуэйчжоу, начали принимать санкционированную нефть. Причем в операциях участвовали даже танкеры из «черного списка». Были зафиксированы операции по переброске нефти (в больших чем обычно объемах) в Китай через Малайзию (официально это уже якобы не иранское черное золото).
В результате, по данным Vortexa, поставки иранской сырой нефти в Китай в феврале практически не упали, а объемы поставок в провинцию Шаньдун (где традиционно нефть покупают независимые нефтепереработчики) превысили средний показатель 2024 года и составили 1,1 млн б/с в период с 1 по 20 февраля.
Теперь Вашингтон, если верить главе Минфина США, начал активно разрабатывать сценарий, суть которого — остановка и досмотр иранских нефтяных танкеров, которые должны проходить через международные морские пути. Такой метод, считают в Вашингтоне, должен «создать эффект страха», тем самым лишая иранский экспорт компаний-судовладельцев, ведь даже обычный простой танкера и нарушение графика пути — это убытки.
Однако, как считает глава Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК Вячеслав Мищенко, нынешняя администрация Белого дома, как и новый президент США, избрали спринтерскую тактику. Они пытаются максимально быстро всех напугать на первом этапе. Пока что это в других отраслях (в формате новых тарифов против Мексики и Канады) работает.
«Все думали, что Трамп поддастся на уговоры крупных нефтяных компаний, особенно Chevron, которая много вложила в венесуэльскую нефтянку. Однако в итоге санкции против Каракаса все же были введены. Но это не значит, что остановится иранский экспорт нефти.
На мой взгляд, это все не про запугивание Ирана, а про запугивание его контрагентов. Организовать проверки судов с иранской нефтью в проливах, контролировать их проход в Индийском океане или в Персидском заливе — это очень сложное решение, на которое Вашингтон вряд ли решится. Трудно предположить, что США задействуют все свои ВМС, чтобы охотиться на танкеры с иранской нефтью в океане. Слишком большая по масштабам спецоперация»,
— говорит эксперт.
На экспорте нефти из России рестрикции против Ирана в 2025 году пока что оказывали минимальное влияние. Больший эффект оказывали рестрикции Вашингтона против Москвы. В начале 2025-го новая волна санкций США против нефтянки РФ, затрагивающая десятки танкеров, частично снизила российский экспорт черного золота.
Однако по итогам января такое уменьшение все же было незначительным — всего на 5,2% ниже показателей января 2023-го, до 24,4 млн тонн. Более того, доходы РФ от нефтяного экспорта в январе увеличились к декабрю на $0,94 млрд, до $15,77 млрд. Даже в МЭА заявляли, что российские сорта нефти были выше «ценового потолка» G7 в $60 за баррель.
В феврале 2025-го увеличилась доля греческих операторов (вне «черного списка»), перевозящих нефть из РФ. Дошло даже до того, что аналитики из CREA стали предупреждать об угрозе нехватки танкеров типа Aframax в Атлантическом бассейне, поскольку их перенаправляли на маршруты поставок российской нефти в Азию с Дальнего Востока.
В таких условиях любые новые санкции США против иранской нефтянки, как считает Вячеслав Мищенко, это в какой-то степени услуга для нефти из РФ на рынках Индии и Китая.
«Если все-таки возникнут сложности с поставками черного золота из ИРИ в Китай, то по своему качеству российская нефть полностью может компенсировать его выпадение. Для России это возможность нарастить объемы экспорта»,
— резюмировал глава Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК.
Илья Круглей