$700 млн в день — именно столько зарабатывает сейчас Россия от экспорта ископаемого топлива по мнению Vortexa. РФ получает нефтяные доходы вопреки всем санкциям и эмбарго, которые ввели против РФ страны ЕС, США и их союзники. При этом греческие судовладельцы — главные игроки на рынке, которые обеспечивают поставки российской сырой нефти, особенно в Индию и Турцию.
Что сегодня происходит с экспортом российской нефти, как она добирается до рынков сбыта и почему санкции так и не смогли в корне снизить объемы поставок?
Недавно в Vortexa сообщили, что в феврале размер поставок греческими операторами черного золота из РФ превысил 12-месячный максимум. А ведь еще недавно, 10 января, Министерство финансов США ввело санкции против 161 нефтяного танкера, которые участвовали в перевозке российской нефти. Это должно было распугать многие компании, включая греческие. Однако торговля этим ресурсом из РФ, даже после расширения «черного списка» США, привлекает новые суда.
Конечно, за это приходится расплачиваться, предоставляя покупателям нефти скидку. Но если такая торговля идет, значит, она выгодна и продавцу, и покупателю, который санкции США игнорирует.
Если верить данным аналитиков исследовательской группы CREA, доходы РФ от продажи энергоносителей, включая нефть, остаются стабильными. Более того, в январе этого года, уверяют в CREA, доходы от продажи нефти даже выросли на 14% (до $240 млн в день) по сравнению с декабрем 2024-го.
Примерно такого же мнения придерживаются и в Международном энергетическом агентстве (МЭА), где подсчитали, что у РФ за январь этого года выручка от экспорта сырой нефти увеличилась по сравнению с показателями декабря на $580 млн, до $9,82 млрд (и еще $5,95 млрд принес экспорт нефтепродуктов). Это при том, что в натуральном выражении общий нефтяной экспорт составил 7,4 млн б/с против 7,39 млн б/с в декабре. В МЭА подчеркнули, что стоимость всех российских сортов нефти была выше $60 за баррель (предельная стоимость, назначенная странами G7). Вывод аналитиков — Россия нашла способы устанавливать более высокие цены, несмотря на рестрикции.
Желающих торговать российской нефтью всегда хватает. Даже в условиях новой волны санкций, которую запустили в США в январе 2025-го. В том месяце, по данным CREA, 84% от общего объема морских поставок нефти из РФ — это работа «теневого флота». Однако не стоит думать, что суда вне «черного списка» боятся замарать руки. Уже в феврале этого года доля греческих операторов, перевозящих нефть из РФ и не попадающих под санкции, увеличилась. В CREA даже всерьез забеспокоились о том, что ощутимая часть танкеров типа Aframax уйдет из Атлантического бассейна, перенаправится на маршруты поставок российской нефти в Азию с Дальнего Востока. Каковы же сегодня эти направления?
Экспорт российской нефти в 2024 году, по разным оценкам, составил около 4,5 млн б/с, или порядка 232 млн т. Почти 80% из этого объема — поставки морским транспортом.
Надо понимать, что не боятся «грешить», связавшись прямо или косвенно с торговлей российской нефтью, не только греческие компании. Даже в Прибалтике, где привыкли выступать против связей с Москвой, порт Таллина в Эстонии уже в 2023 году был неоднократно замешан в подобных операциях.
Один из примеров: в январе 2023-го танкер Spirit, прибывший из Бразилии, был загружен нефтью в порту Таллина. Судно в 160 тыс. тонн загрузилось черным золотом, добытым в Эстонии? Увы, в стране нет добычи. Может, оно получило нефть от другой страны, куда «ненароком» решило тоже зайти после Эстонии? Официально никто не знает. Точно также подозрительно вели себя и другие танкеры вроде CE HAMILTON, идущего из Индии. Они своим местом прибытия часто обозначали порт Таллина. Простояв там день-два, танкеры зачем-то шли под погрузку в Приморск или в Усть-Лугу, где есть (вот же совпадение!) инфраструктура для загрузки большого объема нефти на экспорт.
Уже в 2023-м многие суда, перевозящие российскую нефть, выходя из Балтийского и Черного морей, назначали конечный пункт в портах пролива Гибралтар, в Суэцком канале или в заливах Греции. Очевидно, что на этом все не заканчивалось, и суда либо отключали транспондеры автоматической системы идентификации (AIS), либо перегружали нефть борт-в-борт на другие (не входящие в «черный список») танкеры, которые уже шли в Индию и Китай. Такие же операции продолжились и в последующие годы.
Тут нужно отметить, что Азия — это главное экспортное направление для РФ с 2022 года. По данным LSEG Oil Research, в феврале 2025 года регион (преимущественно Индия и Китай, а также отчасти Мьянма) закупал примерно 3,23 млн б/с нефти из РФ. Для сравнения: общий экспорт черного золота из России в 2024 году составил порядка 4,5 млн б/с.
В Азию попадает не только сорт Urals, который начинает свой путь в российских портах Черного и Балтийских морей. Китай с Индией морским путем получают и дальневосточные (ESPO/ВСТО) и даже арктические (ARCO) сорта из РФ. Правда, в случае с поставками c Сахалина в начале февраля 2025-го возникли некоторые задержки. Как утверждал тогда Bloomberg, из 19 судов, загруженных нефтью Sokol на терминалах Сахалина, только пять доставили груз в конечный пункт назначения. Другие же стоят больше месяца, хотя срок доставки сахалинской нефти традиционным покупателям в Азии — одна неделя.
Впрочем, такие заминки временные. Похожие ситуации уже бывали (через месяц-другой объемы восстанавливались) и с отгрузкой сорта ВСТО из российского порта Козьмино (Приморский край), откуда танкеры, как правило, отправляются в Китай и Индию.
В отличие от морских перевозок нефти, с поставками по трубопроводам все сложнее. В первую очередь, из-за западного направления.
Евросоюз в рамках 11-го пакета санкций против РФ полностью запретил поставки нефти по северной ветке нефтепровода «Дружба» в Германию и Польшу, но сохранил исключение по южной ветке для Чехии, Словакии и Венгрии. В итоге если в 2022-м весь экспорт нефти из РФ по трубопроводам составлял 80 млн т, то в 2024 году из-за сокращения прокачки в Европу показатель упал практически на треть, до 53 млн т.
В России работают нефтепроводы, ведущие к морским арктическим терминалам — «Ворота Арктики» и «Варандей», откуда сорт ARCO экспортируется в Китай и Индию. В январе 2025-го поставки из этих портов снизились (под санкции попали суда, работающие на этом маршруте). Общий объем отгрузок сырой нефти и конденсата из арктических портов России составлял в январе в среднем 282 твс. б/с против 311 тыс. б/с в декабре.
С восточным направлением дела обстоят лучше. Российский сорт ВСТО идет по магистрали «Восточная Сибирь — Тихий океан» до порта Козьмино, а также через Амурскую область в китайский приграничный город Мохэ.
В итоге за 2024-й Россия по нефтепроводам продала нефти в Европу примерно 13 млн т. (в 2022-м — почти 40 млн т.), а в Китай — 40 млн т (почти столько же было и в 2022-м).
Илья Круглей