Россия сохраняет свои доходы от экспорта ископаемого топлива на уровне около $700 млн в день, отчасти благодаря возобновлению участия греческих танкеров в перевозках нефти. По данным Vortexa, греческие владельцы стали ключевыми игроками в поддержании поставок российской сырой нефти на мировые рынки, особенно в Индию и Турцию.
«Предварительные февральские данные показывают, что объемы российской сырой нефти, перевозимые греческими операторами, достигли 12-месячного максимума», — заявила старший аналитик по грузоперевозкам в Vortexa Мэри Мелтон. Она отметила, что экспорт российской сырой нефти в Индию и Турцию должен будет предлагаться по ценам ниже предельного уровня, чтобы греческие операторы могли обеспечить эти объемы.
Доходы России от энергоносителей остаются стабильными с 2023 года, несмотря на санкции. По данным Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), доходы России от морских поставок выросли на 13% в январе по сравнению с декабрем, достигнув $240 млн в день. Это говорит о том, что Россия нашла способы устанавливать более высокие цены, несмотря на режим санкций, считают исследователи центра. Китай является крупнейшим покупателем страны, и Россия уделяет особое внимание обеспечению непрерывного потока сырой нефти ВСТО с Дальнего Востока в Китай.
По данным CREA, в январе танкеры теневого флота перевезли 84% от общего объема российской морской сырой нефти, но в феврале доля открытых греческих операторов увеличилась. «Эти суда, эксплуатируемые греками, вышли из торговли в основном в Атлантическом бассейне, особенно в Средиземноморье», — отметила Мелтон из Vortexa. По ее мнению, это может привести к значительному сокращению поставок Aframax в Атлантическом бассейне и повышению доходов судоходных компаний в этих регионах.
«НиК» отмечает, что после введения санкций США против российского нефтегаза ряд азиатских покупателей, в частности Индия, потребовали от РФ поставок только несанкционированной нефти на судах, не попадающих под ограничения. А вот в КНР заработали новые приемные терминалы, которые обслуживают танкеры, попавшие в списки Минфина США.