После того, как в феврале был некоторый провал в объемах по поставкам российской нефти в Китай (из-за новых американских санкций против судов), в марте предстоит восстановление объемов.
Как утверждают трейдеры, на которых ссылается западная пресса, импорт Китаем дальневосточной нефти РФ и иранской нефти должен вскоре восстановиться. Причина — трехкратный, до около $4-4,5 млн рост ставок фрахта танкеров с Дальнего Востока в северные районы Китая. Это привлекает суда, которые не находятся в санкционных списках США. Также санкционные танкеры приходят с Балтики, а некоторые — переквалифицируются с нефтепродуктов на сырую нефть.
По данным Vortexa, на маршруте с Дальнего Востоке в КНР за период с 11 по 20 февраля появилось 17 новых судов. В LSEG заявляют об 11 новых судах, включая Serena и Naxos, которые ранее перевозили российскую нефть в Индию.
В Vortexa оценивают отгрузки нефти ВСТО (ESPO) в феврале в среднем в 0,92 млн б/с против 0,86 млн б/с в январе.
Одновременно в заливе Находка Приморского края начата перевалка с судна на судно (STS) нефти марки Sokol. В частности на VLCC Daban загружено 2 млн баррелей российской нефти с трех более мелких танкеров, хотя раньше Daban использовался для перевозки нефти из Ирана.
Кроме того, свою роль играют новые китайские терминалы вне провинции Шаньдунь: они, в отличие от терминалов государственной Shandong Port Group, готовы принимать санкционные суда.
Также на рост поставок в Китай влияет затруднение экспорта нефти из РФ в Турцию в связи с санкциями и атаки на российские НПЗ, из-за которых больше сырой нефти уходит не на переработку, а на экспорт.
Иранский нефтяной экспорт тоже восстанавливается: с 1 по 20 февраля он достиг 1,4 млн б/с после 0,8 млн б/с в январе, указывают данные Vortexa. Kpler приводит более скромные данные: 0,77 млн б/с в феврале против 0,69 млн б/с в январе.
Однако по Ирану аналитики Energy Aspects ожидают снижение в перспективе нескольких месяцев из-за роста санкционного давления со стороны США.
«НиК» напоминает, что Минфин США 10 января ввел беспрецедентно широкий пакет санкций против российского нефтегаза, включающий 183 судна (из них 140 — нефтеналивные) и две нефтекомпании. Санкции начали действие 27 февраля, так что Минфин пояснял (для Индии, в частности), что ко вчерашней дате вся нефть должна быть разгружена, до 12 марта — оплачена.
Поставки нефти в Индию и Китай, ожидалось, снизятся из-за санкций, а цены вырастут. Цены на ближневосточные сорта в Азии действительно выросли, но, как видим, в КНР снижения поставок нефти из РФ не произошло.