Posted 4 февраля, 11:19

Published 4 февраля, 11:19

Modified 4 февраля, 11:21

Updated 4 февраля, 11:21

Нефтепровод Keystone для экспорта нефти из Канады в США

Пошлины Трампа: что нефтянке РФ хорошо, то для Мексики и Канады плохо

4 февраля 2025, 11:19

Пошлины США на нефть для Мексики и Канады открывают окно для других поставщиков

Сюжет
США
Новый президент США обложил поставки нефти из Канады пошлинами в 10%, а из Мексики — на все 25%. Быстро перенаправить эти объемы на другие рынки в силу неготовности логистики у многих компаний не получится. Однако это повод для заработка нефтянки России в Азии.

В начале этой недели цены на нефть стали расти после введения президентом США Дональдом Трампом пошлин на импорт товаров из Мексики, Канады и Китая. С 4 февраля США начнет использовать 10-процентную пошлину на продукцию из Китая. Начало действия пошлин по ставке 25% на импорт товаров из Мексики и Канады (кроме канадских энергоносителей — на них ставка 10%) отложено на месяц после переговоров американского лидера с канадским и мексиканской коллегами.

Официально с помощью таких протекционистских мер Трамп якобы собирается заставить Мехико, Оттаву и Пекин приложить больше усилий по борьбе с проникающими в Америку нелегальными мигрантами и синтетическими наркотиками. Если же говорить о не о официальных, а о реальных целях такой инициативы Белого дома, то это попытка, причем весьма грубая, склонить Мексику, Канаду и Китай к балансировке невыгодного для США дефицитного внешнеторгового баланса.

Досталось и нефтегазу. Для канадской нефти, которая попадает в США, Трамп ввел 10-процентную пошлину. Очевидно, что он побоялся большей ставки, ведь в таком случае запускается цепочка: нефть для США дорожает — бензин, у которого в половину стоимости заложена стоимость нефти, растет в цене — рядовой американец платит на АЗС больше обычного — рейтинг Трампа падает.

По кому бьют пошлины Трампа

Канаде будет больно. Ее экспорт в США углеводородов, оцениваемый почти в $200 млрд в год, обложат пошлиной в 10%. В таких условиях уже сами канадские компании задумаются, а стоит ли сохранять такие же объемы экспорта. Впрочем, подавляющая часть инфраструктуры Канады настроена для продажи нефти как раз в США или в другие регионы с отгрузкой в портах США (впрочем, на транзитную нефть, возможно, сбор и не распространят). Почти все поставки идут по наземным трубопроводам. По итогам 2024 года примерно 87% от всей добычи нефти в Канаде ушло на экспорт. Если говорить о среднесуточном экспорте, то это почти 4 млн б/с.

Мексике тоже досталось. Она экспортирует в США около 500 тыс. б/с. Ее нефть Белый дом решил обложить пошлиной со ставкой 25%.

Теперь эти объемы поставок либо подорожают, либо южный и северный соседи Соединенных Штатов начнут искать альтернативные рынки сбыта. Подобные смещения торговых потоков, как показал пример 2022–2023 гг., когда Европа ввела эмбарго на поставки российской нефти, подбрасывают вверх стоимость черного золота на мировом рынке.

Это произошло и сейчас. По состоянию на утро 3 февраля стоимость апрельских фьючерсов на нефть марки Brent выросла до $76,4 за баррель, мартовских фьючерсов на американскую WTI — до $73,92. 4 февраля баррель Brent с поставкой в апреле на ICE немного дешевеет — до $75,29 за баррель, WTI с поставкой в марте стоит $71,85. Нефть корректируется после того, как дата ввода пошлин для Канады и Мексики отодвинута на месяц вперед.

Для бизнеса в самих США в этой истории тоже нет ничего хорошего. В сумме на долю Мексики и Канады приходится около четверти нефти, из которой нефтеперерабатывающие заводы США производят топливо.

В западном экспертом поле все активнее обсуждается тема, что тарифы Трампа повысят стоимость более тяжелых сортов нефти, необходимых нефтеперерабатывающим заводам США, особенно на Среднем Западе, для оптимальной работы. Поборы в итоге снизят их рентабельность и создадут потенциал для снижения объемов производства бензина, дизеля и других продуктов нефтепереработки. А это уже риски дефицита топлива на рынке и его подорожание.

У Канады, которая поставляет 4 млн б/с нефти в США, все трубопроводные поставки не имеют физической альтернативы. По сути, нефтедобытчики Канады и нефтепереработчики из Соединенных Штатов операционно интегрированы между собой.

Чего США себя лишили, вводя импортные пошлины

Если предположить, что компании из Канады не захотят продавать свою нефть в США при нынешних пошлинах, то им придется организовывать переброску черного золота к побережьям страны: в Азию с тихоокеанских портов Канады, а в Европу — с атлантических морских гаваней. Вопрос в том, насколько быстро получится изменить логистику в самой Канаде, чтобы вся нефть на экспорт шла не по трубам к южному соседу, а к морю.

«Главная транспортная инфраструктура Канады связана с выходом на США — на Мексиканский (по мнению Трампа уже Американский) залив. Все сорта канадской нефти состоят в основном из битуминозных песков. Это достаточно сложная добыча с высокой себестоимостью. Не все НПЗ готовы брать такую нефть. В США многие НПЗ традиционно работают со смесями из легкой американской и тяжелой канадской нефтей.
Теперь Оттаве некем заменить американский рынок, слишком уж он большой. Трамп создает максимально выгодные силовые позиции, жестко обозначив свои требования. Сейчас для обывателя „Канада — 51-й штат США“ звучит шуткой. А вот в Белом доме, вполне вероятно, обсуждают это без всяких улыбок. Пошлины на экспорт нефти — это как раз один из инструментов, чтобы экономически надавить на Канаду»,

— рассказал «НиК» глава Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК Вячеслав Мищенко.

У Мексики с логистикой все несколько проще, считает эксперт, но все равно она теряет ключевого своего покупателя. Да, у мексиканской PEMEX есть выход в Мексиканский залив, но ей (как и другим компаниям), нужно переформатировать все контракты. Выходить же на спотовый рынок — это трудная задача в силу сильной конкуренции.

Кто-то страдает, а кто-то пользуется моментом

Для нефтепереработки США пошлины Трампа — это тоже проблема. Тяжелые сорта из Венесуэлы могли бы выправить ситуацию с нехваткой такого типа нефти на американских НПЗ, но санкции с этой страны полностью не сняты. Да и сам Каракас с его обескровленной (нет инвестиций, санкции не дают «разогреть» экспорт) нефтедобычей в ближайшее время не сможет, даже если захочет, поставлять такие же объемы, как и Канада с Мексикой. Тяжелые сорта нефти есть у Ирана и России, но за счет рестрикций Вашингтона они сегодня являются товаром, который не попадет на рынок США без посредников.

Как считает Вячеслав Мищенко, этот момент надо ловить и азиатским, и европейским нефтепереработчикам. Но ЕС, за счет введенного им же эмбарго, сам себе создал препятствия, а вот Китай и Индия еще вполне могут нарастить объемы импорта нефти из РФ.

«Даже если поток нефти из Канады в США не остановится, а просто станет дороже, это все равно уменьшит экономическую привлекательность подобных операций. И пока на североамериканском континенте будет весь этот нефтяной ценовой хаос, Россия сможет позволить себе делать меньшие скидки для азиатских покупателей, особенно в ближайшие два месяца»,

 — резюмировал Вячеслав Мищенко.

Тут, конечно, надо брать в расчет, что американский Минфин потребовал от Индии, например, завершить все доставки нефти от подсанкционных российских компаний («Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз») и на подсанкционных танкерах до конца февраля, а до 12 марта — завершить все расчеты по таким поставкам. Но индийские покупатели хоть и ищут замену нефти из РФ, надеются, что в перспективе нескольких месяцев лазейки для поставок найдутся. Их можно понять: индийским НПЗ заводам хочется терять относительно дешевое российское сырье по первому требованию Штатов

Илья Круглей

Подпишитесь