Posted 29 января, 09:58
Published 29 января, 09:58
Modified 29 января, 12:33
Updated 29 января, 12:33
Российский так называемый теневой флот подвергается все более серьезной атаке. После того, как при экс-президенте Джо Байдене 10 января 2025 были введены санкции против 180 судов, а также против российских страховых компаний и трейдеров, цены на фрахт танкеров в российских портах взлетели.
Более того, ряд стран, под флагом которых ходили многие суда, доставляющие российское черное золото вопреки рестрикциям Запада и «потолку» цен, решили изменить правила. Как пишет Bloomberg, судовой реестр Барбадоса сообщил, что до конца января потребует от 46 судов снять свой флаг. Панама пошла еще дальше: ее морское управление заявило о начале процесса исключения из судового реестра 68 судов. Таким образом, российских перевозчиков нефти как бы лишают транспорта.
По сути, Панама и Барбадос де-юре приняли правила санкций США, ЕС, Великобритании и ООН. К этому стоит добавить еще один неприятный для экспорта нефти из России момент, а именно — рост стоимости фрахта танкеров.
Ставки на танкеры типа Aframax (вместимость 100 тыс. тонн) в российских портах в январе этого года (как раз когда были введены санкции США) выросли на 40–230%. Разница зависела от расположения морской гавани и направления поставок.
Судя по данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), рост фрахта произошел как раз после начала рестрикций Вашингтона против 180 судов «теневого флота» — с 10 по 17 января. До этого момента цены, конечно, тоже менялись, но не так сильно.
Фрахт танкеров подорожал в портах на довольно разные значения:
При этом цена на маршруте из портов Балтики до Турции выросла на 53% (до $6,5/барр.), Индии — на 47–48% (до $10–11/барр.); Китая — на 39% (до $13,4/барр.).
В Reuters, ссылаясь на данные Kpler, уверяют, что последние санкции направлены против танкеров «теневого флота» РФ, который в общей сложности перевозит около 42% российской нефти морским путем. Цифра весьма серьезная.
В целом, западные СМИ, как это часто происходит в последние годы, сильно сгущают краски, пророча чуть ли не крах всего экспорта нефти из России.
На деле же, как рассказал в беседе с «НиК» главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов «смена флагов» — это не такая уж проблема по сравнению с другими сложностями, вызванными санкциями. Конечно, перед РФ возникнет необходимость перерегистрации ряда судов, что будет стоить определенных денег и времени, но это все вполне решаемо.
Эксперт напомнил, что в 2024-м тоже были проблемы с флагами «теневого флота», когда их стали снимать Либерия и Маршалловы острова. Но тогда на смену пришли Барбадос и Панама. Теперь на смену им, не исключено, что появятся какие-нибудь Габон или Танзания.
«Обеспечить новую юрисдикцию для судов не сложно. Даже затраты финансовые на этот процесс разовые. А учитывая все более тесные отношения РФ с африканскими странами, вполне ожидаемо, что вскоре появятся суда, перевозящие российскую нефть под флагами стран с Черного континента»,
— считает эксперт.
Алексей Громов подчеркнул, что уже сейчас мы видим, как всего через неделю после ввода январских санкций на судах, перевозящих нефть из РФ и попавших в санкционные списки, оказалось только 5% от общего объема морских поставок черного золота из РФ.
«Раз мы всего за неделю смогли перебросить почти все объемы на суда вне санкционного списка, то нынешние проблемы со сменой флагов — это не критическая ситуация. Да, за это пришлось расплачиваться более дорогим фрахтом и большими скидками на премиальный дальневосточный сорт нефти РФ ВСТО (ESPO). Но это все разовые акции. Это можно пережить. Вот если списки для судов будут в санкционных пакетах пополняться и в марте, и в апреле, то это уже более серьезный вызов. Но пока предпосылок нет»,
— считает эксперт.
Старший аналитик Kpler Сюй Мую недавно заявил, что в ближайшие недели импорт российской дальневосточной нефти в Китай останется на низком уровне после падения до шестимесячного минимума в 717 тыс. б/с на прошлой неделе.
Казалось бы, В 2024 году, по оценкам западных аналитических агентств, на российскую нефть приходилось 36% индийского и почти пятая часть китайского импорта. Потерять эти рынки для РФ — это весьма серьезно. Однако, во-первых, суда, которые попали в «черный список», еще имеют в запасе время отгрузить нефть в портах азиатских стран до конца февраля. Во-вторых, у компаний трейдеров тоже еще есть время поменять юрисдикцию — сменить флаги танкерам, — чтобы уже с марта продолжить торговлю как ни в чем не бывало.
В комментарии для «НиК» аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков сказал, что вряд ли Россия сократит экспорт вообще. Все-таки много танкеров попало под санкции, но «теневой флот» избыточен. Там были и лишние танкеры. Профицит, по разным оценкам, может составлять до 1500 танкеров, которые перевозят российскую, иранскую, венесуэльскую и другую нефть.
Другой вопрос, сколько это будет для РФ стоить, ведь появились дополнительные риски, и цена перевозки тоже увеличивается.
«Посмотрим, какая будет логистика новых поставок, потому как ранее танкеры попадали под санкции, но не переставали возить черное золото. Логистика может усложниться, например, если перегружать нефть в акватории Индии в неподсанкционные танкеры, то нефть до покупателя все равно дойдет, хотя это и выйдет дороже.
В новых рестрикциях записаны индивидуальные номера судов, чего раньше не было (в „черный список“ попадал только собственник и флаг). Для решения всех этих проблем можно использовать резервы избыточного теневого флота, а в будущем выстроить более сложную логистику (перегрузка с одного танкера на другой и вообще развитие эстафетной логистики)»,
— резюмировал Игорь Юшков.
Илья Круглей