В Евросоюзе готовят очередные санкции против газовой отрасли России. Как пишет Bloomberg, речь идет о 16 пакете рестрикций, где фигурировать будет отказ от российского СПГ. В американском издании, уверяют, что такой план реализуют либо как санкционную меру, либо вообще как часть дорожной карты для ЕС. В любом случае, подробности будут представлены уже в феврале этого года.
В 16 пакете предусматривается отключение еще большего количества российских банков от SWIFT, рестрикции против танкеров, перевозящих российскую нефть, а также внесение в «черные списки» компаний из ОАЭ и Китая, которые способствуют торговле российскими углеводородами.
Если атака на нефтяной экспорт и банки РФ ожидаема, то в случае с запретом или поэтапным отказом Европы от сжиженного газа из России все более запутанно.
В последние годы у стран Евросоюза, когда речь касается энергетики и России, большие проблемы с логикой. Отдельные государства вроде Германии, впрочем, как и наднациональные структуры ЕС, последовательно лишают свой рынок стабильных поставок углеводородов из РФ, предпочитая работать на волатильном спотовом рынке СПГ.
Учитывая массовый исход промышленности из Европы в Азию и США, такая стратегия экономику региона убивает. Сокращение потребления газа Евросоюзом на 15% в год на протяжении нескольких лет — яркое тому подтверждение.
Но Евросоюз не собирается останавливаться. Он разрабатывает новые санкции против российского СПГ в то время как сам же, о чем пишут в Bloomberg, страдает от нехватки этого типа энергоносителя. В издании отмечают, что на фоне нынешней холодной зимы Европа очень быстро тратит запасы газа из своих подземных хранилищ. Последний раз такой темп отбора из ПХГ фиксировался семь лет назад.
Ирония в том, что страны ЕС в последние пару лет закупают рекордные объемы сжиженного газа у России. Если в 2020-м РФ поставила в Старый Свет около 10,5 млн т СПГ, то по итогам 2024-го объем составил 15,5 млн т СПГ.
И если в действующих ограничениях ЕС (запрет на любые операции по реэкспорту СПГ из РФ через территорию Евросоюза) есть логика, ведь такие меры де-факто «запирают» сжиженный газ из России на европейском рынке, то вот полный отказ от него — это мера весьма деструктивная. Впрочем, стрелять себе же в ногу Брюссель умеет. За последние годы (эмбарго на нефть и нефтепродукты из РФ, саботаж трубопроводных поставок из РФ) он уже отлично натренировался.
Другой вопрос, что «с простреленной ногой», возможно, Европе ходить придется не слишком долго. Потому что на подходе новые объемы СПГ из США и ряда других стран.
Про ежегодное производство в России 100 млн т СПГ к 2035 году, о чем неоднократно говорили российские чиновники (последний раз в сентябре 2024-го), при нынешней обстановке можно забыть. Для сравнения: по данным Росстата, за одиннадцать месяцев 2024-го Россия произвела 31,4 млн т СПГ.
Санкции против «Арктик СПГ 2», который из-за нехватки газовозов не может всю свою продукцию отгружать на экспорт, дали свой негативный эффект. Реализацию новых СПГ-проектов, причем не только со стороны НОВАТЭКа, по всей видимости, сейчас начинать даже и не будут. Какой смысл, если даже для действующих мощностей по регазификации в РФ для отгрузки не хватает судов?
США не просто так тормозят новые мощности по сжижению газа в России. Им нужно потянуть время до 2026–2028 гг., когда в Америке будут запущены в эксплуатацию новые СПГ-терминалы, благодаря которым сжиженного газа на мировом рынке станет намного больше.
По оценкам американских и целого ряда международных аналитических агентств, ввод новых мощностей по производству СПГ в США обеспечит в ближайшие два года ежегодный прирост от 12 млн до 18 млн т СПГ. Если же говорить о более длинной дистанции, то к 2030 году экспорт СПГ из Соединенных Штатов может увеличиться в два раза (до 190 млн т в год) с текущих показателей. Поставки из Америки займут около 30% всего мирового рынка СПГ.
США уверенно набирают темп. В конце 2024-го уже началась эксплуатация Plaquemines LNG (почти 20 млн т СПГ в год) и Corpus Christi Stage 3 (10 млн т СПГ в год). При этом в ближайшие годы могут начать производство:
А ведь кроме эти проектов в 2026–2028 гг. будут запущены канадские проекты вроде LNG Canada (14 млн т в год) и Woodfibre LNG (2,1 млн т в год), а также объекты в Мексике. В сумме эти две страны к 2030 году могут обеспечить экспорт СПГ в 25 млн т в год. И даже это не главное: Катар хочет увеличить производство с нынешних почти 77 млн т СПГ до 142 млн т в год к 2030-му за счет проекта расширения сверхгигантского месторождения «Северное» в Персидском заливе.
Очевидно, что в условиях санкций, закрытия европейского рынка (не только премиального, но и самого близкого географически для поставщиков из РФ) и нехватки газовозов российский СПГ не то что к 2030 году, а уже к 2028 году окажется в крайне затруднительном положении. Все долгосрочные контракты с ключевыми покупателями СПГ на мировом рынке к тому времени, учитывая ввод в эксплуатацию объектов в США и ряде других стран, могут быть заключены. Когда и если заработают новые мощности по производству СПГ в России, им останется работать только на спотовый рынок.
Впрочем, как отметил в комментарии для «НиК» заместитель гендиректора ФНЭБ Алексей Гривач, в 2026 году новые мощности только планируются к началу эксплуатации, если будет никаких задержек, которые случаются в таких больших проектах. Поэтому основная волна прироста предложения СПГ вероятно произойдет в 2027–2029 годах.
«По нынешним временам это очень не скоро, и предсказать состояние мировой экономики и тем более геополитики, на что завязаны санкции (действующие и потенциальные), не представляется возможным.
В принципе, ЕС еще в 2022 году записал отказа от российского газа к 2027 году в документ под названием RePower EU. Впрочем, в нем также предусмотрена возможность сокращения потребления газа в 4 раза. А статус документа тоже не до конца ясен»,
— пояснил эксперт.
Разумеется, это все не значит, что Россия не должна готовиться к худшему сценарию, заранее подготавливая инфраструктуру и логистику для новых рынков сбыта. Надеяться, что газ, который идет на производство СПГ в России, можно использовать для внутренних нужд, не стоит. Заместитель гендиректора ФНЭБ считает, что для новых перерабатывающих проектов в России и так есть свободные объемы газа, а, учитывая наличие готовой или почти готовой инфраструктуры по этим проектам, никто не будет их перепрофилировать. Им нужно обеспечить работу в условиях возможной блокировки со стороны западных стран.
«Тем более что там тоже не все так однозначно. Французская TotalEnergies и японские компании остаются акционерами этих проектов и заинтересованы в том, чтобы они работали и приносили прибыль»,
— резюмировал эксперт.
Илья Круглей