Posted 3 января, 12:05

Published 3 января, 12:05

Modified 3 января, 13:46

Updated 3 января, 13:46

нефтегазовая отрасль РФ

Демпфер донастроили — акцизы увеличили

3 января 2025, 12:05

С 1 января налоги для нефтегаза поменялись

Проклятье Конфуция звучит так: «Чтоб тебе жить в эпоху перемен». Российский нефтегаз постоянно пребывает в этом состоянии. Очередная порция изменений фискальной нагрузки на отрасль вступила в силу с первого января 2025 года.

Сага об акцизах

Топливные акцизы выросли на 13%. Этот налог на бензин марки АИ-95 дорос до 17 тыс. 88 руб. за т. Но это не предел: в 2027 году он уже должен составлять 18 тыс. 483 ₽. Акциз на ДТ в текущем году составит 12 тыс. 120 ₽, а в 2027 году — 13 тыс. 109 руб.

Минфин уже оправдал этот рост тем, что акцизы могут увеличить стоимость топлива только на 2,5-3%, что не превышает инфляцию.

«НиК»: Однако фискальное ведомство лукавит, ведь дополнительные 3% — это только от акцизов. При этом будут и другие налоговые факторы, которые приведут к тосту стоимости нефтепродуктов на бирже, а потом и на АЗС. То есть налоговая политика Минфина гарантирует, что цены на нефтепродукты будут расти в России всегда, независимо от стоимости нефти, спроса и загруженности НПЗ. Ожидать, что они снизятся, — напрасный труд.

Равнение нафты на экспорт

А вот и первый новый фактор, который может отразиться на всей российской нефтепереработки и повысить стоимость топлива на АЗС. Согласно поправкам в Налоговый кодекс РФ, которые вступили в силу с 1 января 2025 года, размер акциза на прямогонный бензин (нафту) в 2025–2027 годах не просто снизился, а заменен на фиксированную денежную прибавку в 12 тыс. 575 руб.

«НиК»: Таким образом, заводам становится еще менее выгодно заниматься производством бензина и дизеля, ведь больше им принесет экспортная нафта.

Нефтепереработку поддержат демпфером и соглашением по модернизации

В правительстве решили облегчить жизнь нефтепереработки за счет изменения соглашения по модернизации НПЗ. Это позволит отечественным заводам и дальше продолжать получать выплаты согласно этому договору с правительством.

Кроме того, донастраивается демпфер, а именно из него убирается пункт об обнулении демпферных выплат в случае превышения уровня цен хотя бы на один вид нефтепродуктов — бензин или дизель. Теперь демпфер не выплачивается только по одному виду топлива, которое продается дороже индикативной цены.

Кабинет министров также решил зафиксировать ставки акциза на бензин и ДТ в расчете демпферной составляющей: АИ — 15 тыс. 48 руб. и ДТ — 10 тыс. 425 руб.

«НиК»: Демпфер — это «костыль», который не может заменить рыночные механизмы. Он не способен стимулировать развитие нефтепереработки в стране, а лишь немного сокращает потери НПЗ. Это серьезный дополнительный фактор, который не позволит топливу в России дешеветь.

«Газпром» избавился от «нашлепки» на НДПИ

С января досрочно убирается ежемесячная «нашлепка» к НДПИ на газ в размере 50 млрд руб. Ее ввели в 2022 году, и она должна была действовать до конца 2025 года.

Минфин оправдал свое решение тем, что без данной фискальной нагрузки концерн сможет исполнить запланированную инвестпрограмму. Однако эта «нашлепка» предполагала дополнительные поступления в бюджет в размере 550 млрд руб.

«НиК»: Проблема заключается в том, что «Газпром» в 2024 году, по данным на октябрь, сгенерировал чистый убыток по РСБУ в 309,1 млрд руб. Хотя еще в 2023 году за этот период он получил прибыль в 446,1 млрд руб. Очевидно, что экспорт в Китай и рост тарифов на внутреннем рынке не могут компенсировать концерну его потери премиального газового рынка ЕС.

За все заплатит «Транснефть» и другие

«Транснефти» не повезло. Ставка налога на прибыль для нее с 1 января повысилась до 40% и будет действовать в течение 6 лет. Об инвестрограмме «Транснефти» Минфин решил не заботиться.

Однако «Транснефть» не растерялась — компания добилась индексации стоимости своих услуг по транспортировке до 9,9% в 2025 году (затем механизм расчета снова будет «инфляция минус»). Соответствующие повышение утверждено ФАС РФ, хотя ранее предполагалось, что тарифы «Транснефти» в 2025 году должны были вырасти только на 5,8%.

«НиК»: Налог на прибыль повысили для «Транснефти», а расплачиваться будут все НК, которые пользуются услугами ее системы магистральных нефтепроводов.

Для «Восток Ойл», Ванкора и Филановского продляются некоторые налоговые послабления, но не все

Налог на прибыль проекта «Восток Ойл» сохраняется в размере 20%, в то время как для большинства других субъектов хозяйственной деятельности ставка с 1 января 2025 года повышается до 25%.

Кроме того, для Ванкорского месторождения убирается привязка налогового инфраструктурного вычета по НДПИ к базовой цене на нефть .

Для месторождения им. Филановского на Каспии налог на прибыль повышается с 34% до 40% сроком на 5 лет, но на 5 лет продляется льготная ставка НДПИ в размере 15% от стоимости Urals.

«НиК»: Правительство поддерживает флагманские проекты «Роснефти», а также других компаний. Однако неизвестно, хватит ли этой поддержки, поскольку многие компании уже сталкиваются с серьезной проблемой, а именно дороговизной заемных средств, из-за которой подрядные организации в последнее время часто срывают сроки контрактов.

Екатерина Вадимова

Подпишитесь