Posted 26 декабря, 07:07
Published 26 декабря, 07:07
Modified 26 декабря, 07:09
Updated 26 декабря, 07:09
2024 год оказался весьма сложным для российского нефтегаза. Перед отраслью возникли новые вызовы, которых ранее не было. По некоторым направлениям нефтянка России отлично адаптировалась, по другим предстоит еще много работы.
При этом 2025 год, по всей видимости, будет наполнен не меньшим количеством новых преград для работы российского нефтегаза, большую часть которых будут генерировать США и их партнеры. Впрочем, на отрасль РФ в 2025 году окажут влияние и чисто рыночные факторы, суть которых частично видна уже сегодня.
В комментарии для «НиК» главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов обозначил фактор, который негативно повлиял на работу нефтянки РФ в нынешнем году. Речь идет об атаках украинских БПЛА на нефтеперерабатывающие предприятия и нефтебазы России.
Это поставило отрасль перед новым вызовом, причем не только в плане обеспечения защиты объектов от прямых угроз, но и в плане организации своевременного сервисного обслуживания заводов. А оно в стране пока что во многом основано на западных технологических решениях. Чтобы избежать рисков дефицита на топливном рынке РФ макже пришлось вводить ограничения на экспорт бензина.
«2024-й прошел под знаком усиления санкций Запада против российской нефтянки. Именно в этом году было наибольшее давление рестрикций на „теневой флот“. Однако российская отрасль успешно справилась с этой проблемой. Она также адаптировалась и к общей негативной ситуации на мировом рынке (замедление спроса на нефть, риски снижения цен), сумев в этих условиях нарастить нефтегазовые доходы (отрасль отдала в бюджет больше средств, чем по итогам 2023-го)»,
— рассказал Алексей Громов.
В газовой сфере РФ за 2024 год эксперт отметил выход на полную мощность «Силы Сибири», по которой уже в декабре прокачивается максимальный для магистрали объем. По сути, проект заработал на 100% мощности, опередив изначальный график на год. А вот со сжиженным газом все не так хорошо. «Арктик СПГ 2» запущен, но проект и близко не подошел к запланированным объемам по производству. Причина — беспрецедентное санкционное давление со стороны США и Европы.
«России предстоит серьезная работа, чтобы обеспечить выживание СПГ-отрасли в перспективе. Санкции 2024-го показали, что придется пересмотреть планы по расширению экспорта СПГ, который еще недавно хотели нарастить до 100 млн т в год (в 2024-м — около 34 млн т в год). До 2030-го отметка в 100 млн т уже мало достижима»,
— поделился мнением главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.
В беседе с «НиК» Алексей Громов отметил, что на нефтяную отрасль РФ в новом году во многом будут влиять решения ОПЕК+. С большой долей вероятности картель, чтобы поддержать мировые цены на нефть, пролонгирует добровольные ограничения по сделке. То есть вполне возможно, что стратегия низкой добычи будет не только в I квартале 2025-го, но и на протяжении всего года.
«Если страны ОПЕК+ договорятся о сохранении квот, то нефтедобыча в России останется на нынешнем низком уровне. Для сравнения: по итогам 2023-го объем составил 531 млн т, а за 2024-й было добыто 518 млн т. В 2025 году мы ожидаем даже чуть меньше — 516-517 млн т.
Но важно понимать, что такая стратегия (соблюдение квот ОПЕК+) приводит к поддержанию удобных цен для мировой нефтянки. Если эту сделку не будут соблюдать, то произойдет большой провал цен на черное золото, что обязательно принесет серьезные убытки отрасли, включая российскую»,
— пояснил эксперт.
В 2025 году, считает Алексей Громов, есть риск понижения Западом ценового потолка для российской нефти. Его уровень на протяжении двух лет не менялся. Но все это время были весьма высокие цены на нефть — в районе $80 за баррель. В 2025 году есть вероятность снижения мировой стоимости черного золота до $65-70, при которой смысл «потолка» в $60 почти полностью теряется. Это значит, что США и их партнеры могут уже зимой понизить его уровень.
Для нефтепереработки России в 2025 году главной задачей будет восстановление утраченных мощностей. По итогам 2024-го они сократились почти на 3%, поэтому в новом году нужно, как минимум, их вернуть, чтобы не было угрозы риска дефицита на топливном рынке.
Вызовы для газовой отрасли РФ в 2025 году, в первую очередь, связаны с риском новых санкций на поставки российского СПГ в страны ЕС. Европа в последние годы серьезно нарастила импорт такого типа энергоносителя из России.
«Доля экспорта СПГ из РФ в Европу уже составляет почти 70%. Если введут эмбарго на такие поставки, то у СПГ-индустрии России начнутся сложные времена. Придется перестраивать торговые потоки в сторону Азии, а там совсем другая маржинальность и транспортное плечо в три раза больше»,
— предупреждает Алексей Громов.
Еще один важный для газовой отрасли фактор в 2025 году — проблема транзита через Украину. Полная остановка прокачки по украинской ГТС — это потеря экспорта в объеме 10 млрд кубометров газа в год.
«Часть этого объема (3-5 млрд кубометров в год) можно распределить на другие направления. Но это только часть. Более того, газовые доходы снизятся еще и потому, что европейский рынок для РФ премиальный. В Средней Азии и Китае на продажах голубого топлива столько же не заработать»,
— заключил Алексей Громов.
Илья Круглей