Posted 23 декабря 2024, 14:08
Published 23 декабря 2024, 14:08
Modified 23 декабря 2024, 14:11
Updated 23 декабря 2024, 14:11
Россия в очередной раз приступила к исполнению гуманитарных поставок в Абхазию. В этот раз речь идет об электроэнергии, с которой у республики большие проблемы. Настолько, что отключения света составляют, судя по сообщениям и. о. президента Абхазии Бадру Гунбы, 9-11 часов в сутки. Длится это неделями.
В Абхазии дефицит энергии — привычное дело, особенно с ноября по апрель. Но что же такое случилось в стране или с ее экономикой, раз львиную долю спроса на энергию теперь должна на безвозмездной основе удовлетворять Россия?
Главным источником генерации в Абхазии является Ингурская гидроэлектростанция (ГЭС), которую построили при СССР в 1978 году. За все прошедшие годы ни со стороны Абхазии, ни со стороны Грузии, куда тоже идет электроэнергия от станции, не было проведено ни одного капитального ремонта этой ГЭС.
11 декабря национальная компания Абхазии «Черноморэнерго» заявила, что из-за критического уровня воды и недостаточного ее притока Ингурская ГЭС сократила дневное время подачи электричества до 2 часов 48 минут.
Важно отметить, что никто объект не бомбил, саботаж работы оборудования не организовывал, подрыв дамбы не устраивал. В стране осенью 2024-го не произошла уникальная катастрофа, которая внезапно, застав всех врасплох в течение месяца-двух, высушила вообще все водные ресурсы до рекордных отметок.
Тем не менее с 11 декабря 2024 года население страны могло пользоваться светом только пару часов в сутки.
22 декабря и. о. министра энергетики и транспорта Абхазии Джансух Нанба сообщил, что гуманитарные поставки электричества из РФ составят 327 млн кВт*ч. По его словам, в республике и дальше будут отключать свет, но уже не хотя бы по 9-11 часов в сутки, а лишь на 4 часа. Как заявили в «Черноморэнерго», отключать свет будут на два часа днем и на два часа ночью.
Выходит, в стране никаких климатических или техногенных катастроф не произошло, но большую долю ее энергопотребления теперь будет обеспечивать Россия. Кстати, не в первый раз. До 29 ноября 2024-го, о чем недавно напомнили в Госдуме РФ, российская сторона регулярно поставляла энергию в Абхазию, особенно в период снижения уровня воды в реке Ингури. Именно это позволяло республике предоставлять электричество потребителям по низкой цене (около 1,4 руб. за кВт). Но правительство Абхазии даже эти деньги с потребителей в полном объеме не собирало.
Более того, ранее уже были и другие бесплатные поставки, вроде той, что началась сейчас. С 2020 года Россия в Абхазию даром поставила электроэнергии на 10 млрд рублей.
Республика получала электричество на выгодных условиях и из Грузии. Плотина, водоприемник и часть тоннеля Ингурской ГЭС находятся на территории, подконтрольной грузинским властям. Другая часть тоннеля — в Абхазии.
В декабре 2024-го уровень воды в водохранилище в начале декабря стал ниже привычных отметок, поставки энергии в Абхазию уменьшились. Оппозиция в этой республике — та самая, что выступала осенью против закона об инвестициях российских компаний в Абхазии, — обратилась за помощью к грузинскому руководству Ингурской ГЭС. Там вполне резонно отметили, что если Абхазия будет платить, то мощности генерации найдутся.
«Чтобы компания существовала», ей надо продавать электричество. В случае перевода денег абхазской стороной можно будет «сохранить воду» и не отправлять энергию на экспорт»,
— заявили в Ингурской ГЭС.
При этом, в руководстве грузинской части электростанции отметили, что Абхазия с населением менее 250 тыс. человек потребляет энергии столько же, сколько Тбилиси с населением в 1,5 млн человек.
Нежелание властей Абхазии проводить капитальный ремонт своей части ГЭС — это не единственная проблема нынешнего энергодефицита страны. Хотя игнорировать эту проблему тоже неправильно. Даже в Грузии в 2022-м глава Ингурской ГЭС говорил, что в ближайшие годы объект вскоре станет вырабатывать минимальный объем энергии. Причины две. Первая — падение воды в водохранилище. Эта проблема видна на протяжении нескольких лет, а значит, к ней можно было подготовиться. Вторая — большой рост потребления со стороны Абхазии, которая выбирает больше половины мощностей ГЭС.
Уже тогда и в Грузии, и в России, которая регулярно поставляла, по сути, на благотворительной основе энергию в Абхазию, говорили о проблеме роста майнинговых ферм в республике.
В 2020-м правительство Абхазии приняло постановление о регулировании добычи криптовалют, установив для майнеров специальный тариф на электричество. Толку — ноль. Потребление продолжало расти.
Судя по сообщениям Минэнерго Абхазии в декабре, за 2024-й власти страны изъяли 1600 майнинговых устройств (а с 2021-го по сегодняшний день — около 10 тыс.). Учитывая сколько потребляет Абхазия сегодня, и тот факт, что электричеством ее, по сути, питает Россия, майнинг в республике укоренился крепко, да еще и в таких тепличных условиях с дешевой энергией.
Настолько крепко, что ради него в парламенте Абхазии один депутат недавно убил из огнестрельного оружия другого. Случилось это 19 декабря, когда обсуждался законопроект о введении уголовной ответственности за майнинг. Из-за разгоревшегося спора Адгур Харазия (связан с деятельностью криптоферм) на глазах у всех открыл стрельбу из пистолета в депутата Кана Кварчию. В итоге последний получил ранения, а другой депутат, оказавшийся на линии огня, Вахтанги Голандзия был убит.
По состоянию на 23 декабря убийца не найден, хотя и объявлен план перехват. Грандиозных по своим масштабов законов, призванных полностью искоренить в Абхазии произвол с потреблением энергии на криптофермах, не принято. А энергия из России на безвозмездной основе начала поступать.
Илья Круглей