Posted 19 декабря, 10:59
Published 19 декабря, 10:59
Modified 19 декабря, 11:05
Updated 19 декабря, 11:05
С начала этой недели в Молдавии действует режим чрезвычайного положения (ЧП). Причина — риск остановки поставок российского газа в Приднестровье, где расположена Молдавская ГРЭС, генерирующая основной объем энергии для всей страны.
В Минэнерго восточноевропейского государства говорят, что Приднестровье может сократить потребление газа в два раза после прекращения поставок газа через Украину. А Киев тем временем ясно уже все дал понять, что транзит российских углеводородов через Украину с началом 2025 года будет остановлен.
О том, что транзит российского газа через Украину остановится с 1 января 2025 года, говорили все. Об этом предупреждал сам Киев, причем как в лице «Нафтогаза», так и в лице целого ряда украинских политиков, включая представителей Минэнерго, МИДа и офиса президента Украины. В России тоже неоднократно предупреждали европейских потребителей, что «Газпром» вскоре не сможет прокачивать голубое топливо по украинской газотранспортной системе (ГТС).
Кремль говорил об этом в 2024 году несколько раз. В октябре этого года президент России Владимир Путин, как бы подводя черту и, видимо, предельно ясно разъясняя «для тех кто в танке», заявил, что Украина не намерена продлевать на 2025 год транзит российского газа в Европу.
По этой причине страны Центральной и Восточной Европы подготовились осенью к подобному сценарию, насколько это возможно вообще в техническом плане. Заполненные ПХГ в Австрии более чем на 85% — яркое тому доказательство.
Что сделала Молдавия? Правительство этой страны ввело 16 декабря режим ЧС. Все. Никаких рабочих альтернатив по поставкам газа из Турции (хоть российского, хоть в виде СПГ из США, который регазифицировался бы и поставлялся в Молдову). Впрочем, этот вопрос на переговорах молдавского министра с «Газпромом» поднят, но никаких переговор по альтернативному маршруту без урегулирования вопроса исторического долга вести стороны не смогли.
Нет и никаких переговоров с Украиной, чтобы та сделала исключение для Молдовы, продолжив качать газ для ее нужд. Более того, вице-премьер по вопросам реинтеграции Молдовы Олег Серебрян еще и заявил, что Кишинев не будет вести переговоры с Киевом о транзите российского газа, из-за того что это «сложно и с политической, и с моральной точки зрения».
Если верить сообщениям Минэнерго Молдовы, сейчас спрос на голубое топливо в Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) — около 3,7 млн кубометров в сутки. Если ГРЭС, которая питает почти всю страну, перевести на уголь (а также уменьшить потребление у промышленных предприятий в Молдове), то в ведомстве говорят о потреблении от 2,3 млн до 2,7 млн кубометров в сутки.
Как отметил в комментарии для «НиК» аналитик ФНЭБ эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, Венгрия, Австрия, Словакия могут получать газ хоть как-то, пусть он и будет дороже. Придется закупать СПГ, доставлять его в Италию, в Хорватию. Там регазифицировать в обычное состояние, а потом уже доставлять в центральноевропейские и восточноевропейские страны.
А вот Молдавия без Украины никак не обойдется. У нее основные газопроводы все равно идут через нее. Это касается магистрали с севера, по которой сейчас газ идет через российско-украинскую границу, а потом в Молдавию. Это касается направления с юга, если Кишинев все же захочет закупать газ по «Турецкому потоку».
«Если делать это за счет Турции, то цепочка поставок окажется весьма долгой. Сначала газ попадает в „Турецкий поток“, потом прокачивается по старому Трансбалканскому газопроводу (по нему ранее газ из РФ в Турцию поступал). Получается, эти объемы идут из Турции в Болгарию, а затем в Румынию. Но там газопровод проходит так, что перед тем как попасть в Румынию, он пересекает узкий участок территории Украины, только после этого поступая в Молдавию, а затем снова на Украину (на пару десятков километров). После этого газ опять проходит по территории почти всей Молдавии и только тогда оказывается в Приднестровье»,
— рассказал эксперт.
В итоге, как подчеркнул Игорь Юшков, Кишиневу все равно придется договариваться с Киевом о транзите. Один из вариантов — просто передать право собственности. Молдавия ведь почему не торопится? Она понимает, что Украина не хочет договариваться с Россией. Бессмысленно пытаться Кишиневу убедить Киев, чтобы тот как-то договорился о транзите с «Газпромом».
Молдавия могла бы пойти по пути смены точки сдачи-приемки газа. Либо, как объяснил Игорь Юшков, договориться с российским газовым холдингом, чтобы он передавал право собственности на газ молдавской стороне на российско-украинской границе (или на территории Румынии). Тогда уже сама Молдавия должна заказывать услуги транзита через Украину, т. е. это уже будет молдавский газ. Увы, Кишинев считает, что такой подход должен использовать не он, а кто-то другой. Желательно кто-то в Евросоюзе.
«Возможно, руководство Молдавии рассчитывает, что европейцы должны подписать допсоглашение с „Газпромом“, и Украина будет договариваться с ЕС, чтобы завязать все контракты на себя. Чтобы в дальнейшем можно было шантажировать Европу (не дадите финпомощь, не будет вам транзита газа). В ЕС, конечно, все это понимают, поэтому точку сдачи и приемки они переносить не хотят.
Возможно, Кишинев рассчитывает повторить историю Болгарии, которая выкупает российские углеводороды через трейдеров у Анкары. Кишиневу выгодно объявить 1 января 2025-го форс-мажор. Раз контракт не исполняется (нет транзита через Украину), то Молдавия будет покупать газ у турецких трейдеров.
Выходит, можно объявить форс-мажор по поставкам газа из РФ по украинской ГТС… и все договоренности прежнего контракта с „Газпромом“ не исполнять. Особенно выплату долга перед российской стороной в $709 млн, который был накоплен еще до нынешнего контракта»,
— пояснил аналитик ФНЭБ.
Правда, при таком сценарии пострадает сама Молдавия, население которой не получит газ в привычных объемах, как и Молдавская ГРЭС (обеспечивает две трети всего спроса энергии в Молдавии). Придется покупать электричество у Румынии, конкурируя за поставки из этой страны с Украиной.
Илья Круглей