Posted 19 декабря 2024, 15:44

Published 19 декабря 2024, 15:44

Modified 19 декабря 2024, 15:46

Updated 19 декабря 2024, 15:46

Эстония призывает Данию брать на абордаж танкеры с нефтью из РФ

19 декабря 2024, 15:44

Эстония хочет брать на абордаж российские танкеры в Датских проливах

Сюжет
Эстония
Власти Эстонии предлагают брать на абордаж танкеры из РФ, если те не станут сотрудничать во время проверки наличия страховки

Суда «теневого флота» танкеров России будут взяты на абордаж или внесены в санкционный список, если они не предоставят доказательства наличия страховки, цитирует Reuters премьер-министра Эстонии.

«Если корабли не будут сотрудничать, будут предприняты следующие шаги: они будут внесены в список запрещенных судов или их будут брать на абордаж в определенных районах. Главное — делать это систематически, чтобы разрушить теневой флот России»,

— заявила премьер-министр Эстонии Кристен Михал журналистам в Таллине.

Главы других государств были более сдержанны. Например, премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон указал, что его страна твердо поддерживает международный порядок свободы судоходства, поэтому существуют очевидные ограничения.

Ранее датская разведка честно пожаловалась на то, что Копенгаген один не будет заниматься остановкой танкеров, которые идут из РФ, поскольку боится российских военных кораблей. У датчан это закономерно вызывает беспокойство — власти страны считают, что для подобных действий надо объединяться всем странам НАТО.

Напомним, что 12 государств севера Европы заявили, что хотели проверять страховки у танкеров «теневого флота», однако о насильственной остановке судов пока никто не говорил.

Вместе с тем российские эксперты считают, что любое препятствие российского судоходства в Балтийском море — это серьезный прецедент, поэтому, с точки зрения развития нефтегазового экспорта страны, необходимо увеличивать портовую инфраструктуру в других регионах России.

Тамара Канделаки, председатель Комитета по экономике Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков, профессор, доктор экономических наук:

«Для России очень опасна остановка танкеров, которые проходят через Датские проливы, так как из-за этого может упасть грузооборот портов Приморска и Усть-Луги, а это примерно 70-80 танкеров ежемесячно.
Решение этой проблемы не может быть найдено за один день, но было бы правильно, со стратегической точки зрения, вложиться в расширение портовой инфраструктуры Мурманской области. Проект этот не новый, он давно обсуждается и уже имеет какие-то расчеты и документацию.
На мой взгляд, наиболее правильным была бы прокладка в этот регион в одном транспортном коридоре нефтепровода и продуктовода, стоимость этих работ могла бы обойтись примерно в 1 трлн рублей. Кроме того, было бы целесообразным строительство НПЗ рядом с незамерзающим портом Мурманска, чтобы более точно подстраиваться под запросы мирового рынка нефтепродуктов. Очевидно, что реализация этого проекта, помимо экспортной выгоды, имела бы положительное влияние на экономическое и социальной развитие Мурманской области.
Реализуя этот проект, российские компании могли бы больше ориентироваться на конкретные рынки сбыта своей продукции, в частности нефтепродуктов, в которых сильно нуждается Африка».

Позиция «НиК» по данному вопросу несколько иная. Действительно, развитие портовой инфраструктуры в Мурманской области очень важно для реализации программы по повышению пропускной способности СМП. Новый порт принес бы много плюсов Мурманску и другим территориям российского Севера.

Но с точки зрения экспорта нефти из Мурманска в западном направлении, это решение сомнительное, так как танкерам все равно придется идти как минимум вдоль побережья Норвегии. А если прецедент с остановкой российских судов окажется удачным, то никто не может гарантировать, что их не будут задерживать или брать на абордаж, как этого хочет эстонский премьер, в других частях света. Поэтому, скорее всего, решение проблемы с сохранением свободы судоходства лежит за рамками развития нефтегазового экспорта РФ.

Подпишитесь