Для устранения последствий крушения двух танкеров в Керченском проливе по поручению президента России Владимира Путина была создана рабочая группа под руководством вице-премьера Виталия Савельева.
Речь идет о затонувшем 15 декабря в акватории Черного моря судне «Волгонефть-212» и севшем на мель «Волгонефть-239», которые перевозили в сумме 9,2 тыс. т мазута. Оба получили повреждения в ходе шторма в Керченском проливе.
История показывает, что нефтегазовые компании (не только в РФ) могут спокойно работать в прежнем режиме и после масштабных катастроф. Но не все. Некоторые не оправились и по сей день.
Как сообщает ТАСС, ссылаясь на информацию от Морского гидрофизического института РАН (Севастополь), в акватории Черного моря уже обнаружены пятна мазута. Они выявлены юго-восточнее места происшествия, за пределами Керченского пролива, а общая площадь составляет около 100 кв. м. В целом же говорится о разливе около 3 700 тонн мазута. По словам губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, пятна уже обнаружены на побережье Черного моря в Краснодарском крае. ГУ МЧС по Краснодарскому краю вчера сообщило, что загрязнено 35 км побережья между Керчью и Анапой.
Расследование по поводу крушения танкеров в Керченском проливе ведется. Делать преждевременные выводы, конечно, не стоит. Но «подсветить» несколько фактов, которые прямо или косвенно указывают на виновников, можно уже сейчас.
Самый важный из них — оба танкера типа «река-море», которые предназначены для плавания по внутренним водоемам и прибрежной полосе (где волнение должно быть не выше 5 баллов), вышли в море в шторм. А шторм, по данным ГУ МЧС, был мощностью 7 баллов, накануне МЧС предупреждало о штормовом ветре силой 17–22 м/с. Учитывая ветхость обоих судов, логично предположить, что риск был, однако капитан или судовладельцы решили опасностью пренебречь.
Владельцами судов, потерпевших крушение в Керченском заливе, являются Пермская компания «Кама шиппинг» и московская «Волгатранснефть». Теперь им, возможно, придется отвечать за последствия инцидента. Вопрос только в том хватит ли денег.
Возмещение ущерба при разливе нефтепродуктов в море — это серьезно. Это не просто судно на берег вытащить и на металлолом распилить. Нужно дно очистить, спецсредства в акватории использовать для очистки воды, целый ряд других работ в месте разлива провести. В разных случаях еще и компенсации бизнесу и населению прибрежных территорий выплатить надо.
В РФ уже бывали случаи с разливами нефтепродуктов, когда даже большим корпорациям было действительно трудно справиться с последствиями. Самый яркий такой инцидент произошел 29 мая 2020 года. Тогда случился разлив и попадание в реки 21 тыс. тонн дизтоплива из резервуара на территории ТЭЦ-3 в Норильске. Электростанция, кстати, принадлежит дочке «Норникеля».
Для понимания: тонна дизеля в регионах Сибири и Дальнего Востока тогда стоила около 49 065 ₽, т. е. потеря стоила порядка 980 млн руб. Но это для компании, как оказалось, было только началом непредвиденных трат.
Росприроднадзор оценил ущерб окружающей среде в 148 млрд руб. «Норникель» вначале не согласился, насчитав не более 21 млрд руб. ущерба. Увы, в Росприроднадзоре такой магии с калькулятором не оценили. По состоянию на середину 2022-го «Норильский никель» все же потратил 146 млрд руб. Причем компании пришлось еще и прибегать к помощи МЧС, а также специализированных подразделений из «Транснефти» и «Газпром нефти».
В структуре «Норникеля» после этого инцидента сразу нашлись средства на создание 8 новых департаментов и должностей, связанных с охраной природы. Впрочем, компанию это не обескровило. По итогам 2020-го, когда была авария, вознаграждение топ-менеджмента составило рекордные 6,2 млрд руб.
А вот «Коминефть», которая допустила аварию в 1994 году (через год после приватизации) на нефтепроводе «Возей-Головные сооружения» в Усинском районе Республики Коми, последствия утечки нефти не пережила. Ликвидация разлитых 14 тыс. тонн нефти (по неофициальным данным, до 100 тыс. тонн) длилась до середины 2000-х. Траты были настолько большими, что в 1995-м Минфин России договорился о выделении для «Коминефти» чрезвычайного займа от Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития на общую сумму $124 млн. В 1996 год «Коминефть» обанкротили, она вошла в частнуб «КомиТЭК», а ту в 2002 году купил ЛУКОЙЛ.
И сейчас, к сожалению, ЛУКОЙЛ-Коми регулярно получает штрафы за загрязнение почвы в Усинском районе Коми и за загрязнение Колвы. Так, в мае 2021 года был разлив на Ошском месторождении — 90 тонн нефтесодержащей жидкости. В октябре 2022 года из недействующего нефтепровода Харьягинского месторождения в Колву попало 0,9 т нефтесодержащей жидкости, площадь загрязнения составила 0,7 кв. км. В марте 2023 года утечка случилась на промысловом трубопроводе ППСН «Ярега» — ПСП «Ухта», разлив был «небольшой». Плюс разливы у частных «Нобель-Ойла», когда нефть тоже попала в Колву, и у «Нижнеомринской нефти», когда загрязнены были почва и лес на площади 5800 кв. м, и нефть из местного ручья попала в реку Нижняя Омра.
В истории были случаи, когда компании, пережившие такого рода кризисы, достаточно быстро их останавливали. Так, в 2003-м в Пензенской области из-за прорыва трубы в нефтепроводе «Дружба» вылилось 10 тыс. тонн нефти. Вытекшая нефть сгорела, а распространение пожара удалось остановить за счет быстрого возведения песчаных валов. Ущерб составил 50 млн рублей. Сумма приличная, но такие расходы не остановили дальнейшую работу «Транснефти».
Крушение танкеров в Керченском проливе — это не самые страшные аварии в мировой нефтегазовой отрасли за последние 30-40 лет. Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon в апреле 2010-го — несмываемое пятно британской BP. Авария привела к 11 смертям, полностью утонувшей платформе и ежедневному вытеканию в Мексиканский залив 40 тыс. баррелей нефти в течение 87 дней.
Среди виновников можно смело перечислять также и американскую Halliburton и Cameron International, которые имели непосредственное участие в подготовке платформы. Но на BP это отразилось сильнее всего.
К 2016 году BP оценила сумму всех выплат по аварии в $53,8 млрд, из которых только штрафы составляли $20 млрд. По итогам 2010-го, когда произошла катастрофа, чистый убыток BP составил $3,7 млрд (в 2009 году была прибыль — $16,6 млрд). Компания уволила гендиректора, распродала часть активов. За четыре месяца после аварии ее акции на бирже в Лондоне упали вдвое.
Лишь спустя 15 лет BP вернулась в Мексиканский залив — чтобы освоить глубоководное месторождение «Каскида». Но это уже не та BP, что была в 2010-м. Компания так и не смогла вернуть показатели рыночной капитализации до отметок, которые были до аварии на Deepwater Horizon.
Американская Exxon в 1989 году тоже узнала на своей шкуре, что каким бы крупным игроком ты ни был в мире нефтегаза, одна серьезная ошибка, и «зализывать раны» придется долго. В тот год танкер Exxon Valdez (был в собственности Exxon Shipping Company) налетел на риф в проливе Принца Вильгельма у побережья Аляски. Итог — один из крупнейших за всю историю разовых разливов нефти в море (240 тыс. баррелей), загрязнение нефтью более 2000 км береговой линии Аляски, $2 млрд расходов на ликвидацию разлива, $1 млрд расходов на урегулирование уголовных обвинений.
Но, в отличие от BP, учитывая масштаб ее «промаха» по сравнению с аварией танкера Exxon, американская компания все же вышла из этого инцидента с меньшими потерями на рынке. За первые две недели после крушения акции Exxon потеряли 3,9%, а через месяц — на 11%. Однако в конце 1989-го она почти отыграла все показатели, вернув стоимость акций почти к тем же отметкам, что и до аварии. Правда, после этого даже сегодня любой инцидент нефтяного гиганта тут же попадает в прицелы телекамер, а американские политики с радостью набрасываются на Exxon за малейшее экологическое нарушение в США.
Илья Круглей