Высокие цены на энергоносители и падение экспорта привели к тому, что немецкие домохозяйства стали беднее на €2500, и этот спад грозит стать необратимым, считает Bloomberg. После пяти лет стагнации экономика Германии потеряла 5%.
Большую часть дефицита бюджета страны будет трудно восстановить из-за структурных ударов, таких как потеря дешевой российской энергии и неутешительные итоги работы автоконцернов Volkswagen AG и Mercedes-Benz Group AG, которые изо всех сил пытаются угнаться за китайскими автопроизводителями. Снижение национальной конкурентоспособности означает, что каждое домохозяйство теряет примерно €2500 в год, пишет Bloomberg.
Агентство напоминает, что канцлер Олаф Шольц скорее всего проиграет вотум доверия в парламенте страны, который состоится 16 декабря. Так что ФРГ предстоят внеочередные выборы правительства — они дают шанс на смену курса. Но тенденция постепенного упадка сохранится, потому что Германия теряет все больше энергоемкого производства и экспорта.
Экономисты Bantleon прогнозируют, что автомобильная промышленность страны потеряет долю рынка и ускорит перенос производства за границу. В результате сектор потеряет до 40% добавленной стоимости в Германии в течение следующих 10 лет. Подобные процессы идут и в сталелитейной отрасли.
Новый немецкий лидер Фридрих Мерц, фаворит от христианских демократов, постарается вернуться к политической структуре, которая помогла Германии провести послекризисное восстановление, включая низкие налоги, ограниченное регулирование и базовые социальные выплаты. Социал-демократы Шольца, напротив, пообещали защитить рабочие места в стареющих секторах, таких как сталелитейная и автомобильная промышленность, и субсидировать цены на энергоносители для поддержки компаний.
При этом, согласно подсчетам Bloomberg Economics, Германии для возрождения своей экономики придется увеличить ежегодные инвестиции в инфраструктуру и другие общественные блага примерно на треть, до €160 млрд, или более 1% ВВП.