Posted 12 декабря 2024, 08:47
Published 12 декабря 2024, 08:47
Modified 12 декабря 2024, 08:49
Updated 12 декабря 2024, 08:49
Увеличение налоговой нагрузки на ПАО «Транснефть», которая владеет магистральными трубопроводами для прокачки нефти в РФ (78,55% акций принадлежат государству в лице Росимущества), может приостановить или заставить вовсе отказаться от крупных инвестиционных проектов. В том числе и тех, что связаны с капремонтом магистралей по транспортировке нефти и их реконструкции.
Речь идет о поправках в Налоговый кодекс, которые Госдума приняла во втором и третьем чтениях 26 ноября. Суть поправок — налог на прибыль «Транснефти», который сейчас рассчитывается по общеустановленной ставке 20%, с 1 января 2025-го вырастет не на 25%, как для всех компаний, а до 40% на период 2025–2030 гг.
Важно отметить, что поправки в Налоговый кодекс коснутся не только «Транснефти», а вообще всех российских организаций, что предусмотрено федеральным законодательством, принятым в 2024 году.
Однако последствия таких изменений с налогами для естественного монополиста вроде «Транснефти» могут оказать большое влияние на ряд других предприятий РФ. Все-таки госкомпания владеет магистральными трубопроводами для транспортировки нефти по всей в России и сопутствующей инфраструктурой.
К ним относятся:
Госкомпания обеспечивает услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов, что для ТЭК и вообще функционирования всей экономики РФ, а также ее обороноспособности, имеет стратегически важное значение. Что касается рабочих мест, то «Транснефть», судя по данным на официальном сайте компании, «несет социальные расходы на оплату труда и поддержку более чем 120 тысяч работников».
На период до 2029 года у «Транснефти» общий объем капитальных вложений прогнозировался в размере 2,2 трлн рублей. На сайте компании говорится, что при условии действующей ежегодной программы обновления инфраструктуры, доля основных фондов труб, эксплуатируемых более 50 лет, составляет 15,2%. Она подлежит плановой замене.
Под угрозой из-за сокращения инвестиций «Транснефти» могут оказаться и объекты инфраструктуры, ориентированные на экспорт углеводородов. К ним можно отнести расширение пропускной способности в порту Приморска и Новороссийска (затраты — 120,5 млрд руб.). Считается, что расширение позволит РФ сохранить техническую возможность продажи нефти в другие страны, если вдруг остановится (что не исключено, учитывая поведение Украины) южная ветка нефтепровода «Дружба».
Кроме рисков снижения инвестиций для всех этих проектов, которые могут быть замедлены или даже приостановлены, могут возникнуть финансовые проблемы и у компаний, которые занимаются производством и поставкой специального оборудования для «Транснефти».
Среди них — ООО «Завод инновационных технологий», который поставляет устройства гарантированного питания для нефтепроводов; компания ОЗ и АО НПХ ВМП, поставляющие материалы для антикоррозионной защиты нефтепроводов; ООО НПО «Цифровые регуляторы», предоставляющие регуляторы возбуждения ЦРВД-Т 06 и ЦРВД-Б 03 для АО «Сибнефтепровод».
Впрочем, как рассказала «НиК» ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова, последствия для корпорации могут быть не такими катастрофическими, как это выглядит на первый взгляд. Ранее «Транснефть» оценивала коэффициент износа своих трубопроводов в 63%. Это значительная цифра, но все-таки степень износа не настолько велика, чтобы расходовать только на эти цели 2,2 трлн руб., то есть почти 1,3% от российского ВВП.
«Корпорация может, на наш взгляд, инвестировать меньше, отдавая предпочтение только наиболее важным для страны и российского ТЭК проектам (и то, если их реализацию нельзя отложить) и обновлению трубопроводов в тех регионах, где степень износа наиболее высока. Если „Транснефть“ будет меньше инвестировать, появится возможностей направить свободные средства на постепенное сокращение долговой нагрузки.
А если она добьется повышения тарифов на прокачку нефти на 8,7% в следующем году, то есть даже меньше, чем на ожидаемый по итогам 2024 года уровень инфляции, то значит, она не столкнется с очень сильным падением чистой прибыли и рентабельности»,
— говорит эксперт.
Наиболее пострадавшими, по мнению Натальи Мильчаковой, будут держатели привилегированных акций компании, у которых могут сократиться дивиденды. Но совсем не платить дивиденды держателям «префов» корпорация не может, согласно закону об акционерных обществах. Иначе привилегированные акции автоматически станут голосующими по вопросу о выплатах дивидендов, да и судебных процессов эмитенту в этом случае избежать будет сложно.
Не исключено, что корпорация может внести изменения в дивидендную политику. Следует отметить, что среди публичных компаний с государственным капиталом «Транснефть» — единственная, кто обеспечивал акционерам (владельцам привилегированных акций) самую высокую дивидендную доходность.
«Даже если доходность снизится из-за налоговой нагрузки, „префы“ „Транснефти“ не станут менее привлекательными. Ведь акции госкомпаний покупают прежде всего из-за их высокой надежности. Серьезных проблем у подрядчиков и нефтесервисных компаний мы тоже не ожидаем: они работают не только с „Транснефтью“, но и с рядом других крупных корпораций»,
— пояснила эксперт.
Официально «Транснефть» заявила, что как ответственный налогоплательщик поддерживает усилия Минфина по наполняемости бюджета Российской Федерации, особенно «в условиях сложной геополитической обстановки и санкционного давления».
Но при этом в госкомпании сразу же, 26 ноября 2024-го, предложили компенсировать увеличение расходов на налоги индексацией тарифов на свои услуги. 27 ноября стало известно, что «Транснефть» с 6 декабря 2024 года повысит на 13,8% тарифы на прокачку нефтепродуктов. 29 ноября «Транснефть» обратилась в правительство с предложением дополнительно поднять тариф на прокачку нефти на 8,7% в 2025 году.
«Полагаю, что вопрос об инвестиционных проектах является частью торга менеджмента компании и властей. Тем более что по части капзатрат даже возможны внеплановые расходы. Объекты инфраструктуры „Транснефти“ ведь выступают мишенью во всем известном конфликте»,
— рассказала «НиК» эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская.
По ее мнению, увеличение налога на прибыль до 40% должно привести к падению чистой прибыли и дивидендов на 20%. Однако компания вполне логично стремится переложить этот расход на потребителей своих услуг. Дополнительная индексация тарифа на прокачку нефти на 8,7% должна привести к увеличению чистой прибыли и дивидендов на 24%, тем самым компенсировав рост налоговой нагрузки.
«Но важно понимать, что клиенты „Транснефти“ тоже обладают сильным лобби и вряд ли заинтересованы в росте тарифов. Если все-таки снижение капзатрат состоится, то это в отдаленной перспективе может привести к снижению объемов транспортировки нефти. Однако на какое-то время это повысит свободный денежный поток компании, что позитивно для перспективы дивидендных выплат»,
— пояснила Людмила Рокотянская.
Кстати, судя по заявлениям вице-премьера РФ Александра Новака, правительство ожидает поступления дивидендов от «Транснефти» за 2024 год не меньше 50% от прибыли, несмотря на рост налоговой нагрузки.
Илья Круглей