Posted 10 декабря 2024, 11:53
Published 10 декабря 2024, 11:53
Modified 10 декабря 2024, 12:04
Updated 10 декабря 2024, 12:04
Объем рынка смазочных материалов в России превысил в 2023 году 300 млн тонн.
В условиях изменения традиционных логистических цепочек большое значение для обеспечения качества лубрикантов, антифризов и автохимии на этапах хранения и перевозки играет тара. Бочка должна сохранить продукт в мороз, под палящим солнцем или проливным дождем.
Мировой объем рынка тары смазочных материалов в 2023 году достиг $13,5 млрд и по прогнозам к 2034 году увеличится примерно вдвое. При этом среднегодовой темп роста составит 5,6% в прогнозируемый период.
Пластиковые бочки в 2023 году составили значительную долю рынка упаковки для смазочных материалов. В России потенциал замещения металлических бочек полимерными для смазочных материалов и автохимии составляет 1,5 млн штук (12,7 тысяч тонн в год), для охлаждающих жидкостей — 1 млн шт (8,5 тысяч тонн в год). Ключевую роль в динамике субституции играют эксплуатационные преимущества полимерной тары.
Эксперты отмечают, что сегменты смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ) и растворителей являются крупнейшими потребителями бочек. На них приходится порядка 70-75% всего рынка бочек. Несмотря на то, что полимерные решения отвечают необходимым требованиям к таре для автохимии, их доля в этих сегментах пока остается относительно низкой.
Переход на полиэтиленовые бочки позволит производителям и потребителям снизить затраты на логистику, упростить утилизацию отходов и повысить безопасность транспортировки. Эти факторы могут дать импульс к переходу на пластиковые бочки, радикально изменив ландшафт рынка.
Преимущества в хранении и транспортировке
В условиях растущего рынка ГСМ производители ищут решения, которые позволят оптимизировать процессы транспортировки и хранения продукции. Полимерные бочки из полиэтилена высокой плотности (HDPE) сегодня становятся все более востребованными.
Ключевое преимущество полимерных бочек — безупречная чистота продукта. Технология одностадийного выдувного формования, используемая при их производстве, помогает сохранять исходный класс чистоты наливаемого продукта. Это особенно востребовано для индустриальных масел, где требования к чистоте смазочных материалов диктуются производителями оборудования. В отличие от металлических бочек, которые подвержены коррозии, полимерные емкости обеспечивают гарантию чистоты продукта из-за отсутствия сварных швов.
«Металлическая бочка, даже с внутренней обработкой, снижает класс чистоты индустриальных масел от 1 до 2 единиц, — объясняет заместитель генерального директора ЗТИ, компании-производителя промышленной тары Карлен Оганисян. — Предположим, рынку нужно масло с исходным классом частоты 8. Так как металлическая бочка ухудшает этот класс на 2 единицы, завод-изготовитель вынужден нести колоссальные траты на дополнительные перегонки и сверхочистку, чтобы получить на выходе класс чистоты 6, а не 8».
Такое свойство полиэтилена, как эластичность, имеет важное значение для B2B-сегмента. При падении металлическая бочка деформируется, что приводит к потере товарного вида. Тара для этой категории клиентов должна быть презентабельной и выдержать определенные нагрузки.
Благодаря своим качествам полиэтиленовые бочки стали отличным решением для фасовки и хранения ГСМ, антифризов, различных присадок, продуктовых концентратов и других наливных жидкостей. Такую тару можно эффективно применять там, где стальные бочки без специального внутреннего покрытия имеют ограничения в использовании для агрессивных сред.
При этом полиэтиленовая бочка в 2 раза легче металлической (порядка 8,5 кг), что значительно повышает ее мобильность и облегчает процесс погрузки-разгрузки. В масштабах грузоперевозок это позволяет существенно снижать издержки: уменьшается вес груза, а значит, и расход топлива. Например, 20-тонная фура, груженная полимерными бочками, будет весить на 700 кг меньше, что напрямую отражается на экономии топлива и транспортных расходах примерно на 2-5%.
Увеличенная вместимость полимерной бочки (227 литров) позволяет перевозить больше продукта за один рейс, сокращая количество необходимых перевозок и оптимизируя логистические процессы.
«Если считать в масштабе годового оборота металлической тары, то переход на полиэтиленовые бочки может дать экономию в миллиарды рублей, — отмечает Оганисян. — Пластиковые бочки имеют ключевое преимущество по вместимости. — Возможность перевозить за те же деньги на тонну с лишним продукта больше в единице транспорта важно для бизнеса, который умеет считать деньги».
Скругленная геометрия дна таких решений позволяет минимизировать потери продукта за счет низкой адгезии капель продукта со стенками пластиковой тары, что является важным фактором в процессе очистки тары для последующей утилизации.
Тренд на устойчивую упаковку
Помимо функции защиты наливного продукта упаковка также выполняет важную роль в снижении воздействия на окружающую среду. Экологический фактор набирает вес в свете построения в России экономики замкнутого цикла.
«Металлическую бочку нельзя опорожнить на сто процентов — в ней все равно остается примаз (количественные потери наливных продуктов за счёт прилипания частиц к стенкам тары), — отмечает Карлен Оганисян. — Когда металлическую бочку сминают, остатки содержимого могут попадать в почву. Перед утилизацией такой тары нужна глубокая очистка. Сегодня это достаточно дорогой процесс и далеко не все его придерживаются».
Решением такой проблемы может стать переход на пластиковую тару, которая выдерживает несколько циклов использования без необходимости утилизации, и может быть передана во вторичную переработку.
Наметившийся сдвиг на российском рынке смазочных и охлаждающих материалов, автохимии в пользу перерабатываемой упаковки обусловлен нормативным давлением и целями корпоративной ответственности. Стратегии устойчивого развития прямо прописаны в документах крупнейших отечественных производителей лубрикантов и автохимии. Перерабатываемые варианты упаковки становятся ключевыми факторами в формировании спроса.
Рынок смазочных материалов, охлаждающих жидкостей и автохимии в России демонстрирует устойчивый рост в условиях изменения цепочек поставок и санкций. Экологичная, функциональная упаковка становится неотъемлемым элементом логистических процессов, обеспечивая доставку качественной продукции в любой уголок России и за рубеж.