Posted 9 декабря 2024, 11:06

Published 9 декабря 2024, 11:06

Modified 25 декабря 2024, 11:47

Updated 25 декабря 2024, 11:47

Электрификация транспорта Китая — приговор мировой нефтянки?

9 декабря 2024, 11:06

В Китае все больше электромобилей, но страна наращивает объемы нефтепереработки

Электромобили, уверяют западные аналитики, станет угрозой для нефтяного рынка. Причина в том, что Китай, использующий все больше такого транспорта, будет использовать меньше ископаемого топлива, сокращая потребление нефти. Увы, но Пекин еще и наращивает нефтепереработку

Мировой рынок нефти рискует обвалиться на фоне массового перехода китайцев на электромобили. С таким тезисом выступили аналитики из Института World Energy (международная организация со штаб-квартирой в Лондоне).

Главный их аргумент: КНР, которая является критически важным потребителем нефти в мире, ударными темпами увеличивает в своем автопарке долю электромобилей (EV) и гибридов, что существенно снизит в перспективе потребление черного золота.

Масла в огонь добавляет и Международное энергетическое агентство (МЭА), снизившее в октябрьском отчете оценку прироста мирового спроса на нефть в 2024 году. В документе среди главных причин такого снижения отмечается уменьшение роста в КНР. Если по итогам 2023-го на Пекин пришлось до 70% роста спроса на черное золото, то в конце 2024-го, считают в МЭА, показатель достигнет лишь 20%.

Электромобилей все больше, но нефтепереработка растет

Ситуация весьма неоднозначная. EV в больших городах Китая действительно все больше. Порой на дорогах авто на двигателе внутреннего сгорания (ДВС) уже кажутся редкостью. Вместе с этим Китай приближается к выполнению ранее намеченной задачи по увеличению нефтепереработки в стране до 1 млрд т в год. По итогам 2023-го установленные мощности нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в КНР достигли 936 млн т.

Понятно, что НПЗ работают не только ради производства бензина и дизеля, но топливо — это все же продукт, доля которого играет в работе таких предприятий важнейшую роль. Зачем тогда наращивать мощности НПЗ, когда в стране все больше EV?

Оба процесса (рост автопарка на электротяге и прирост мощностей НПЗ) идут параллельно. По итогам 2023-го каждый третий купленный в Поднебесной автомобиль был электрическим. В июле 2024-го в КНР, впервые в истории, EV и гибридов в сумме купили больше, чем машин на ДВС. По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA), доля проданного транспорта на электротяге в Китае составила 50,7% от всех реализованных на рынке КНР авто. Для сравнения: в 2021-м суммарная доля EV и гибридов составляла всего 7% от общего объема продаж транспортных средств в Китае.

При этом КНР продолжает запускать дополнительные нефтеперерабатывающие мощности на гигантах вроде НПЗ от компании Yulong, где заработала установка на переработку 200 тыс. б/с нефти (+ в январе запустят еще 2 такие же).

Нефть все еще нужна

Грозные прогнозы от МЭА о дальнейшем падении спроса на нефть в Китае можно смело делить на два. Международное энергетическое агентство в последние 5 лет, продвигая идеи энергоперехода и «зеленые» проекты, каждый год говорит, что эра газа, угля и нефти вот-вот закончится. Правда, мировое потребление угля каждый год бьет рекорды, спрос на нефть не опускается с традиционных 100 млн б/с, да и газ потреблять стала меньше разве что Европа. Другие регионы что в Северной и Южной Америке, что в Азии и на Ближнем Востоке с Африкой не торопятся. В России, кстати, потребление газа тоже в последние годы растет.

Да, в 2024 году рост спроса на нефть в КНР меньше, чем в 2023-м. Но если взять не один год, а средние показатели последних 20 лет, то, как отмечают аналитики из института World Energy, доля КНР в ежегодном росте мирового потребления нефти — около 40%. На этом фоне падение роста спроса на нефть в Китае, о котором говорит МЭА, — это просто локальные скачки.

В Argus Consulting, в отличие от МЭА, не видят никакого трагического снижения спроса на нефть в КНР в ближайшие годы. Напротив, аналитики считают, что в 2025-м он вырастет до 17,18 млн б/с, а в 2026-м — до 17,33 млн б/с. Прогноз вполне органично смотрится на фоне увеличения мощностей китайской нефтепереработки в этом году на 480 тыс. б/с. В Energy Aspects тоже прогнозируют рост потребления нефти в КНР, акцентируя внимание на увеличении Китаем импорта черного золота с 2024-го по 2026-й на 500 тыс. б/с.

Даже в Китае электромобили не всесильны

Почти все сходятся в том, что рост спроса на нефть в КНР будет упираться в перспективы спроса на дизельное топливо, на долю которого приходится более 20% потребления нефти в КНР.

Но вот как поведет себя этот спрос на дизель в КНР, где растет число EV? Тут у западных аналитических агентств, трейдеров и даже правительственных регуляторов возникают большие споры.

Международный трейдер Vitol в своем недавнем отчете показывает, что спрос на дизель в Китае пусть и с некоторыми провалами, постепенно растет последние 4 года, с 2020-го.

Аналитики из Center on Global Energy Policy (Колумбийский университет в США) говорят о падении спроса на дизель в КНР в первой половине 2024-го на 3,5% год к году. А в МЭА уверяют, что пик потребления на дизельное топливо в Поднебесной (3,7 млн б/с) уже пройден в 2023 году, т. е. дальше будет только снижение.

Зато аналитики из S&P Global говорят, что никакого пика в 2023-м не было. Они уверены, что спрос на дизель в КНР будет расти и дальше, вплоть до 2027 года, когда он достигнет 4 млн б/с. Вряд ли при таком ходе событий EV полностью заполонят автопарк Китая.

Как отметил в беседе с «НиК» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, Китай действительно может наращивать долю электромобилей. Страна сразу начала заниматься производством и развитием EV, не пытаясь бороться с западными компаниями на рынке авто с ДВС. В итоге КНР успешнее других в технологиях производства электромобилей.

«Китай — единственный, кто в мире действительно выиграл от всех этих „зеленых“ движений, горячо проталкиваемых в Европе. Но я бы не сказал, что рост доли электромобилей на рынке КНР будет расти столь же быстро и дальше. Причина — произошло насыщение того спроса, когда у населения быстро росло благосостояние, а юридически покупать авто на электротяге было нельзя (жесткие ограничения на эксплуатацию),

— пояснил вице-президент Национального автомобильного союза.

Антон Шапарин подчеркнул, что глобально спрос на EV в мире ждет откат. В США и ЕС отменяют субсидирования. Большая часть пользователей Tesla, судя по последним опросам, не хотят покупать авто этой же модели во второй раз.

«Во многом, это из-за не такой развитой инфраструктуры подзарядки, как в случае с АЗС для обычных машин. Рынку нефти не стоит бояться обвального падения спроса из-за EV, тем более в Китае. Электромобили не будут расти в числе такими же темпами»,

— заключил вице-президент Национального автомобильного союза.

Илья Круглей

Подпишитесь