Posted 22 ноября, 07:00
Published 22 ноября, 07:00
Modified 22 ноября, 07:00
Updated 22 ноября, 07:00
Озвучив желание досрочно разрешить экспорт бензина, правительство увидело негативную реакцию рынка: розничные продавцы умоляют не открывать экспорт, говоря о низкой маржинальности, нефтяные компании, по словам участников рынка, начинают сокращать производство из-за низкой рентабельности.
В прошлом году, впервые введя запрет на экспорт бензина для насыщения внутреннего рынка и снижения цен до обещанного обществу уровня «в пределах инфляции» правительство озвучило, что будет и впредь использовать этот механизм. С марта 2024 года запрет был введен сразу на полгода, но примерно с конца мая был отпущен на пару месяцев до очередного роста цен. В августе на фоне резкого повышения оптовых цен и предстоящих осенних ремонтов правительство запретило экспорт бензина с сентября до конца года, хотя некоторые СМИ писали, что запрет предполагалось снять с ноября.
В конце октября ведомства начали готовить вербальную почву. Как заявил директор департамента нефтегазового комплекса Минэнерго РФ Антон Рубцов, отгрузки бензинов на внутренний рынок находятся на 3% выше уровня прошлого года, дизтоплива — на 7%, а запрет экспорта привел к увеличению объемов продаж через биржу: за 9 месяцев 2024 года продажа на бирже моторного топлива выросла к прошлому году на 23%. Остатки бензинов на нефтебазах, заметил он, превышают уровень 2023 года на 2%, рост цен в рознице близок к уровню инфляции, маржинальность АЗС на очень хорошем уровне.
Начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС Елена Цышевская констатировала, что ситуация «и с ценами, и с объемами, которые реализуются в оптовом сегменте, стабильная, не возникает вопросов и с поставками и ценами сельхозтоваропроизводителям». По ее словам, продажи на бирже выше установленных нормативов: по бензину — более 20% при «минималке» в 15%.
По данным СПбМТСБ, в октябре продажи бензина Премиум-95 выросли до 352 тыс. тонн, что было на 8,7% выше того же месяца 2023 года.
На обсуждения о возможном разрешении экспорта управляющий партнер трейдера «Пролеум» Максим Дьяченко высказал мнение, что условий для такого шага еще нет. По его словам, в условиях отсутствия данных по производству (с мая Росстат в целях обеспечения информационной безопасности рынка нефтепродуктов перестал публиковать данные о производстве бензина) для участников рынка индикаторами остались объемы продаж на бирже.
Дьяченко заметил, что объемы продаж бензина на бирже были в 3 раза ниже, чем в январе, когда наблюдается пик производства бензина, а сроки отгрузки бензина по многим НПЗ довольно высокие несмотря на то, что правительство продлило действие приоритета на перевозку нефтеналивных грузов.
«Сейчас уже началась дискуссия о необходимости запрет (на экспорт бензина — прим. НиК) снимать. Так вот, пока продажи не увеличатся, а сроки отгрузки не сократятся, делать этого безусловно, нельзя. Многие потребители в ожидании снижения цен сократили закупки, и в регионах нет значительных запасов топлива у независимых игроков. Прежде чем снимать запрет, следует насытить этот отложенный спрос»,
— говорил он в конце октября.
С начала сентября цена бензина АИ-92 на СПбМТСБ скакнула до 62,2 тыс. руб. за тонну и далее всю осень колеблется вокруг отметок 58,5-60,5 тыс. руб./т. При этом в ноябре 2023 года цена бензина АИ-92 составляла около 47 тыс. руб. за тонну.
Несмотря на это в первую неделю ноября вице-премьер РФ Александр Новак заявил, что есть предложения запрет снять и он поручил Минэнерго подготовить выкладки. По мнению участников рынка, такие предложения прозвучали от нескольких нефтяных компаний, в частности, владеющих экспортоориентированными НПЗ, как, например, «Киришинефтеоргсинтез» «Сургутнефтегаз». Он подчеркнул, что речь пока идет только о бензине АИ-92.
«Речь идет пока только о 92-м бензине. Сейчас анализируется баланс, и в случае того, что у нас будут подтверждены излишки, затоваривания, безусловно, мы должны будем принять решение о том, чтобы разрешить экспорт, чтобы предприятия не снижали объемы своего производства»,
— подчеркивал он.
Новак говорил также, что атаки БПЛА на российские НПЗ (самая активная фаза была в январе–марте) не повлияли существенно на объем нефтепереработки: по итогам года она, если и снизится, то в пределах 1-2%.
«Если и были инциденты, то они носили локальный характер. Все было восстановлено. Объем переработки может быть на 1-2% ниже, чем в прошлом году, но может быть даже выйдем на уровень прошлого года»,
— сказал вице-премьер.
Через несколько дней министр энергетики РФ Сергей Цивилев сообщил, что предложение подготовлено и уже внесено в правительство.
«Мы снимем сейчас ограничения на экспорт, потому что с ценами всё стабильно, ситуация на рынке стабильная, поэтому можно снять ограничения — они вводились, чтобы стабилизировать цены на внутреннем рынке»,
— сказал он.
По данным разных СМИ, Минэнерго предложило снять запрет с 1 декабря, некоторые утверждали, что с момента опубликования соответствующего постановления, но в одном наблюдалось согласие — предполагалось разрешение только для производителей, но по всем видам бензинов.
Цены на бирже на следующий день продемонстрировали рост на 1,6% — до 61,1 тыс. руб. за тонну Аи-92 и до 64 тыс. руб. за тонну Аи-95.
Представители розничного бизнеса были в шоке — три профильных ассоциации («Российский топливный союз», «Ассоциация участников товарно-сырьевого рынка», «Ассоциация товарных брокеров») направили Новаку письмо с просьбой отложить решение, полагая, что рынок не насыщен. По их мнению, нужно также увеличить объем биржевых продаж и снизить цены до уровня инфляции.
Ассоциации указали в письме, что наблюдается постоянный рост цен на бензины, то есть на внутренний рынок поступает недостаточное количество товара. При этом розничный бизнес работает с минимальной доходностью, поскольку оптовые цены выросли на 20%, а розничные — только на 7%.
Кроме того, по мнению участников рынка, не решены проблемы с доставкой нефтепродуктов по РЖД, что приводит к дефолтам по сделкам, а высокие процентные ставки ЦБ становятся неподъемными для участников топливного рынка.
Но в отрасли говорят о том, что и у нефтяных компаний низкая маржинальность работы НПЗ, поэтому компаниям выгоднее сокращать производство, что чревато дополнительным ростом цен. Правда, при слишком высоком росте цены нефтяники могут не получить демпфер, как это уже случилось прошлой осенью.
Так, по закону, в 2024 году если средняя цена за месяц отклонится больше, чем на 10% от 58,65 руб./тонну, (то есть, превысит 64,5 руб. за тонну), то нефтяники лишатся выплаты топливного демпфера. И хотя пока цена на бирже на бензин Аи-92 держится в среднем 60 тыс. руб. за тонну, депутат Юрий Станкевич в ходе обсуждений налоговых поправок в комитете Госдумы по бюджету предложил увеличить коридор отклонения от цены до 15% по бензинам и до 25% по дизтопливу (сейчас 20%), чтобы «нивелировать потенциальные риски либо снижения выпуска нефтепродуктов, либо увеличения их экспорта». По этой поправке пока нет окончательного решения правительства.
Пока нефтяники смогли добиться, что бы им разделили «демпфер» — сейчас они лишаются выплат и по бензину, и по дизтопливу, если превышен порог цены хотя бы по одному виду топлива. С нового года такие нарушения будут разделены.
По данным «Интерфакса», письмо топливных организаций направлено для рассмотрения в ФАС, чтобы та оценила объемы продаж и волатильность цен.
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов отмечает, что розничный бизнес беспокоится только о маржинальности своего бизнеса, которая, правда, по бензину АИ-92 близка к нулю. Но правительство будет принимать решение по совокупности факторов, среди них есть более существенные и менее существенные.
«Было бы хорошо дождаться снижения цен до 50-55 тыс. руб. за тонну, но это не единственный фактор»,
— сказал он, добавив, что правительству надо понять, есть ли дефицит бензина.
Обычно производство бензина в России на 10-12% превышает спрос, и нужно регулировать рынок так, чтобы не было затоваривания.
По мнению Фролова, после решения о снятии запрета, котировки, конечно, в первые дни вырастут, и если они продолжат стабильно расти, то придется возвращать запрет.
«Если объём производства достаточен, если он превышает объём спроса, то котировки после временного взлета пойдут вниз. А если каждая новость будет вызывать жгучее желание бежать и делать запасы, то котировки будут расти»,
— считает он, задавшись вопросом, зачем засекречены объемы производства и кому от этого стало лучше.
По мнению эксперта, сейчас котировки снижаются, хотя недавно был замечен всплеск из-за слухов об остановке установки каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа, который впоследствии опроверг эту информацию, и цены пошли вниз.
«Котировки снижаются, сезонный спрос на моторное топливо в целом и бензины в частности сокращается. В этих условиях открывается возможность для разрешения экспорта. Когда вы производите больше, чем потребляется, неизбежно упретесь в ограничение по хранению, и никакой необходимости сохранять запрет, по сути, нет. В этой ситуации правительство, думаю, проведет консультации с нефтяными компаниями и если они подтвердят, что производство превышает спрос, то может пойти на частичной снятие запрета экспорта и посмотреть, как будет реагировать рынок»,
— сказал Фролов.
Светлана Кристалинская