Международное энергетическое агентство в ноябрьском отчете повысило прогноз роста спроса на нефть в мире на 59 тыс. б/с, до 920 тыс. б/с. Таким образом, агентство ожидает, что глобальный спрос на нефть в этом году составит 102,8 млн б/с.
А вот прогноз роста спроса на нефть в 2025 году снижен, хотя и всего на 8 тыс. б/с. МЭА ждет, что рост мирового спроса в следующем году составит 990 тыс. б/с, а сам объем спроса — 103,8 млн б/с.
Рост мирового нефтяного спроса сдерживает Китай, считает МЭА: его спрос растет в этом году лишь на пятую часть того роста, что КНР показывала в 2023 году (1,4 млн б/с). Спрос на нефть в Китае в сентябре снижался шестой месяц подряд, по итогам III кв. 2024 снизился на 270 тыс. б/с.
Примечательно, что третий квартал показал рост спроса на нефть в развитых странах на 230 тыс. б/с по сравнению с третьим кварталом 2023-го. Мировой спрос на нефть в III кв. 2024-го, таким образом, вырос за счет того, что страны ОЭСР потребляли больше нефтепродуктов, чем в аналогичный период 2023 г.
При этом запасы нефти в мире по-прежнему снижаются, и в сентябре показали минимум с начала года, упав на 47,5 млн баррелей. Причем падение запасов наблюдается в наземных хранилищах (-58,7 млн барр.), но око компенсировано ростом нефти на борту нефтеналивных танкеров (+11,2 млн барр., причем показатель вырос впервые с марта 2024). Коммерческие запасы нефти в странах ОЭСР (показатель, на который ОПЕК+ ориентируется, определяя уровни нефтедобычи участников) в сентябре снизились на 36,4 млн баррелей, до 2,799 млрд баррелей, что на 95,3 млн баррелей ниже среднего пятилетнего показателя.
В целом МЭА подчеркивает « неблагоприятные условия в мировой экономике», которые отражаются в росте мирового спроса ниже 1 млн б/с по сравнению с 2 млн б/с в постпандемийный период (то был отложенный спрос, считает агентство). А дальнейшее развитие «чистых» технологий в энергетике будет и дальше давить на спрос.