Posted 8 ноября, 11:04
Published 8 ноября, 11:04
Modified 8 ноября, 11:06
Updated 8 ноября, 11:06
Дела у российской угольной промышленности и экспорта становятся все хуже. За первые девять месяцев 2024-го ключевые покупатели полезного ископаемого из РФ — Китай, Индия и Турция — сильно сократили закупки. Впрочем, более мелкие импортеры российского угля тоже уменьшили объемы. При этом доля прибыльных компаний в сфере угольной промышленности в период январь–август 2024-го уменьшилась, а вот убыточных стало заметно больше.
Вызовы перед отраслью все те же, что и последние пару лет. Однако решения этих проблем до сих пор нет. Что же именно больше всего беспокоит сегодня угольные компании и как это влияет на отрасль?
Продажа угля из РФ в другие страны за первые три квартала 2024 года уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2023-го почти на 10%, до 147 млн т. Первая тройка покупателей российского полезного ископаемого демонстрирует за 9 месяцев этого года ощутимый спад:
Как отметили в Минэнерго РФ, спад наблюдается и среди более мелких покупателей российского угля. У Японии в годовом выражении закупки из РФ сократились почти в 9 раз, до 385 000 т. У Южной Кореи — в 1,6 раза, до 5 млн т. У ОАЭ — на 20%, до 3 млн т. Рост показали лишь несколько стран вроде Вьетнама (почти в 5 раз, до 1,1 млн т) и Белоруссии (в 17 раз, до 5,7 млн т). В случае последней не исключено, что имеют место операции посредничества, где реальным покупателем явно выступает не Минск.
Как рассказал в беседе с «НиК» старший эксперт Института энергетики и финансов Александр Титов, больше всего играют роль два фактора. Первый — проезд по сети РЖД. Второй — дисконты на российский уголь по отношению к мировым ценам, а цены держатся на довольно низких отметках за последние четыре года.
«Конечно, такая, как сейчас, стоимость угля на мировом рынке не впервые. Но в 2019-м и ранее все-таки не было таких показателей инфляции, тарифов на перевозку и издержек. Более того, нельзя забывать про дисконт, который российские поставщики вынуждены предоставлять покупателям из других стран. К примеру, если на западном направлении наш уголь будет около $85 за т, то из ЮАР это уже $110.
Из-за санкций Запада наш товар для многих становится „токсичным“, есть сложности с поиском судов, организацией взаиморасчетов, да и транспортное плечо стало больше, ведь как раньше уже не получается отправлять в прежних объемах уголь из Балтийского и Черноморского регионов»,
— поделился мнением эксперт.
С одной стороны, проблемы с сетью РЖД, по словам Александра Титова, не являются чем-то сверхновым, но с другой стороны, в нынешних масштабах это как раз нестандартная ситуация. К примеру, в ту же Турцию объемы поставок сократились, поскольку уменьшился поток составов с полезным ископаемым на Северо-Кавказской ЖД. Поток на Тамань за первые три квартала 2024-го вообще уменьшился на 60%. Есть проблемы транспортировки по Сибирской железной дороге, а также на западном и южном направлениях.
«На восточном направлении квоты позволяют РЖД провозить уголь в приемлемых объемах. А вот на северокавказской магистрали или в сторону Балтики все сложно. Дает о себе знать новый фактор — последствия СВО. Из-за запрета полетов на юге РФ увеличился пассажиропоток на ж/д, что мешает составам с углем. Уходят работать на другие направления локомотивные бригады, как и сами локомотивы. Угольщики жалуются, что компании готовы везти товар, но РЖД отклоняет заявки. В таком масштабе этого раньше не было.
Если в начале года РЖД планировала увеличить общую погрузку на 3%, то на данном этапе мы видим обратное — падение на 5%. Это значит, что составов и людей не хватает»,
— пояснил старший эксперт Института энергетики и финансов.
По его мнению, отмена пошлины на экспорт энергетического угля до конца этого года позволит компаниям в РФ сэкономить лишние $5 с тонны, что уже очень хорошо. Правильным решением было отменить надбавку к НДПИ и пошлину, причем с условием отсечения: если цена будет выше, тогда и будет «нашлепка» к НДПИ. Однако все это в целом, системно проблему не решит, а лишь облегчит трудную ситуацию компаний. Низкие мировые цены, трудности РЖД и дисконт — проблемы, которые в одночасье не исчезнут.
Дисконт на российский уголь — это «заноза», от которой компании до сих пор не могут избавиться, лишь сокращая от нее ущерб. Еще осенью 2022-го вице-премьер РФ заявлял, что угольные предприятия вынуждены экспортировать полезное ископаемое с дисконтом 50-60%. Впрочем, это касалось во многом западного направления. Но даже если брать среднюю стоимость всех типов угля, то скидка тогда все равно доходила до 35%. В середине 2023-го многие типы этого сырья почти сравнялись с мировыми ценами (коксующийся уголь так и вовсе полностью сравнялся по стоимости). К слову, осенью 2023-го правительство РФ ввело на уголь гибкую экспортную пошлину в размере 4–7% в зависимости от курса рубля.
Однако в 2024-м дисконт все равно присутствует. По этой и другим описанным ранее причинам убытки у компаний в этом году продолжают расти. Судя по отчетам Росстата, за восемь месяцев 2024-го угольные компании получили сальдированный убыток в 4,9 млрд руб., а убыток до налогообложения — 34 млрд руб. Для сравнения, в 2022–2023 гг. был не убыток, а прибыль в 783 млрд руб. и 357 млрд руб. соответственно. Более того если доля прибыльных компаний в отрасли РФ с января по август в 2023 году была 60%, то в 2024-м — 48%. Зато доля убыточных предприятий выросла до 52% (с почти 40%). По сути, в этом году угольная отрасль стала единственной в России убыточной.
Как отметил в комментарии для «НиК» зампредседателя комитета по энергетике Госдумы РФ Юрий Станкевич, основные потребители угля, Китай и Индия, являющиеся одновременно и ведущими производителями, внимательно изучают опыт регулирования рынка углеводородов, например, опыт ОПЕК+. Управляя своей добычей, запасами, вводя импортные пошлины и жонглируя вербальными интервенциями, можно поддерживать цену угля в заданном (желаемом) коридоре.
«России в таких условиях все сложнее обеспечивать покрытие себестоимости добычи при отправке угля в порты северо-запада и юга. Обсуждаемая отмена экспортной пошлины и скидки к тарифам РЖД могут сократить среднюю убыточность поставок, которая сейчас приближается к 5 тыс. руб. с тонны. Но в краткосрочной перспективе тенденция сокращения экспорта, вероятно, сохранится»,
— подвел итог Юрий Станкевич.
Илья Круглей