Турецкий хаб: нужен всем, но никто не торопится

23 октября, 11:17
Москва предложила Анкаре сделать турецкий хаб еще два года назад. Турции идея понравилась, но до сих пор этот проект остается лишь на бумаге. Впрочем, даже это под вопросом, поскольку деталей работы над проектом хаба, способного поставлять газ в Европу, никто в полной мере так и не озвучил.

В Кремле заявили, что президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган на встрече в Казани 23 октября обсудят проект создания газового хаба в Турции.

«Глава РФ в ходе встречи с президентом Турции намерен изучить детали появления нового газового хаба»,

 — сказано в сообщении в преддверии саммита БРИКС, который пройдет в Казани.

Подобные обсуждения ведутся уже несколько лет. Увы, никакого фактического продвижения в создании такого хаба нет, причем не совсем понятно, что из себя он будет представлять на практике и кому он действительно больше нужен — России или Турции.

Он уже есть или еще нет?

Путин впервые предложил Эрдогану создать турецкий газовый хаб для дальнейшей продажи голубого топлива в другие страны еще в октябре 2022 года. Предполагалось, что РФ сможет продавать еще больше газа, а Турция обеспечит его поставки по региону.

С тех пор на разного рода встречах глав государств этих стран тема неоднократно поднималась, но подробностей создания и работы такого хаба никто так и не разъяснил. Непонятно, как будет проводиться оплата, кто будет руководить хабом, как будет определяться цена российского газа и начнут ли строиться новые трубопроводы, чтобы еще больше голубого топлива шло в сторону Анкары.

Важно отметить, что Анкара уже долгие годы выполняет функции посредника для продажи газа в другие страны, причем газа не только российского. Турция получает голубое топливо:

  • из Азербайджана по магистрали TANAP, и еще часть азербайджанского газа прокачивается по TAP в страны Европы. В 2023 году объем прокачки в Турцию из Азербайджана всего составил 11,8 млрд кубометров;
  • из Ирана около 9,6 млрд кубометров в год, хотя очень часто из-за аварий и других форс-мажоров объем бывает меньше (максимальная пропускная способность — около 14 млрд куб. м в год);
  • из России по «Голубому потоку» (16 млрд кубометров в год) и «Турецкому потоку» (31,5 млрд куб. м);
  • И еще из ряда стран, экспортирующих СПГ (в первом квартале 2024 года Турция импортировала 3,2 млн т сжиженного газа). У Турции есть 5 СПГ-терминалов: Ertugrul Gazi, Aliaga LNG, Etki LNG, Marmara Ereglisi, Saros LNG. Их общая мощность — примерно 26 млрд кубометров в год.

При потреблении Анкары газа в среднем в 50 млрд кубометров в год она, по сути, принимает на свою территорию около 81 млрд кубометров. Разумеется, остатки уходят в другие страны (а конкретно в государства ЕС). Но весь этот газ законтрактован, т. е. Турция сейчас — это больше посредник для отдельных типов поставок голубого топлива, а не хаб, где есть много газа, а покупатели приходят, чтобы выбирать каждый раз разные объемы.

Всем нужен, но никто не торопится

В июне 2023 года ситуация вроде как начала сдвигаться с мертвой точки. Тогда «Газпром» представил Турции свою концепцию газового хаба. Правда, его параметры и принципы функционирования в публичном доступе так и не оказались, а после этой новости ничего, связанного с началом реализации подобного проекта, не анонсировалось.

Все это говорит о том, что, как бы РФ не заявляла о готовности экспортировать через Турцию еще больше газа, а Анкара не убеждала всех, что она вот-вот будет играть еще более важную роль в качестве места, где многие смогут покупать голубое топливо, ни одна из сторон не торопится это делать. Каждый хочет выторговать для себя более выгодные условия (в первую очередь, касаемо ценообразования на газ), поэтому спокойно ждет, пока другая сторона пойдет на попятную.

Как рассказал в комментарии для «НиК» аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, сама идея хаба в Турции появилась давно, еще когда не было санкций после СВО и когда европейские компании не хотели покупать российский газ в рамках общей стратегии ЕС по диверсификации газовых поставок (а точнее, по отказу от поставок именно из РФ).

«После 2022-го компании пытались добровольно ограничить закупки у „Газпрома“, пытались искать посредников. Отсюда и появилась идея передачи права собственности на газ на территории Турции, чтобы в ЕС покупали газ как бы не российского происхождения. Но сейчас этой проблемы у РФ нет. Теперь те, кто его покупает, всегда будут это делать, если это экономически целесообразно.
Какой-то острой необходимости в турецком хабе для России сейчас нет. Да и у Турции тоже. Конечно, Анкаре выгодно повысить свою значимость, но она и так отлично зарабатывает, покупая нефтепродукты и нефть у РФ и перепродавая газ. Турция уже крупный транзитер газа.
Хаб до сих пор не создан, потому что РФ и Турция видят его по-разному. Анкара хочет долгосрочных контрактов с „Газпромом“ по формуле „рынок минус“, т. е. по цене ниже рыночной, чтобы турецкие компании имели гарантированный доход. РФ видит хаб в том, чтобы была просто торговая площадка»,

— объяснил эксперт.

Тут важно добавить, что у Турции, конечно, серьезные мощности по приему СПГ. В теории, она может почти половину собственной потребности в голубом топливе покрывать за счет регазификационных терминалов (а если добавить к этому недавно расширенные хранилища, то еще больше). Но, даже несмотря на заключение долгосрочных контрактов по поставкам СПГ вроде договоров с TotalEnergies и Exxon (каждый почти по 2 млн т СПГ в год в течении 10 лет), полностью переходить на сжиженный газ Анкара не будет. Просто потому что рынок СПГ более волатилен, не все занято именно долгосрочными контрактами, а трубопроводный газ в принципе (если нет потрясений на рынке) всегда дешевле.

Россия тоже теперь уже не настолько нуждается в таком хабе, поскольку газ из него в силу географических причин, очевидно, будет идти по большей части на европейский рынок. А там по политическим причинам активно перестраивают инфраструктуру на потребление СПГ и стараются максимально закрыть двери для голубого топлива из РФ. Разумеется, не стоит забывать и о «зеленом» курсе Европы, из-за которого никак не находятся средства на расширения мощностей по поставкам азербайджанского газа: инвестиции в увеличение пропускных способностей TAP — «длинные», а если странам Евросоюза уже через 10 лет газ не понадобится, как это заявляют еврочиновники?

«Думаю, хаб нужен обеим сторонам. Проблема в том, что для его работы также нужны потребители в товарных количествах, а это ЕС, который должен расширить инфраструктуру на входе из Турции в Европу и активно участвовать в торговле. Пока, видимо, процесс переговоров не дошел до нужной кондиции, что понятно в условиях эскалации конфликта.
Что же до организации работы самого хаба в Турции, как он будет выглядеть — это сложный вопрос. Ясно лишь, что его работа должна быть прозрачной для всех участников торговли, а юридические и коммерческие условия торговли выверенные и гарантированные»,

 — поделился мнением с «НиК» заместитель гендиректора ФНЭБ Алексей Гривач.

Илья Круглей

#Рынки #Европейский газовый рынок #Спецпроекты #ЕС #Россия #СПГ #Экономика #Аналитика #Поставки газа #Турция #Илья Круглей #Турция хаб
Подпишитесь