Posted 22 октября, 11:28
Published 22 октября, 11:28
Modified 22 октября, 11:30
Updated 22 октября, 11:30
Глава Минфина России Антон Силуанов заявил, что на ненефтегазовые доходы приходится две третьих от общего размера российского бюджета. По его словам, в 2025 году доля нефтегазовых доходов в бюджете страны составит 27%, а в 2027-м еще меньше — 23%.
Министр уверяет, что при этом еще и сокращается ненефтегазовый дефицит. В 2025 году он составит 5,5%, а в 2027-м — примерно 5%. Такие показатели можно считать лучшими, которые наблюдались в РФ до пандемии в 2020-м и в самые устойчивые периоды.
Как менялся этот показатель в последние годы, как это отражается на самой отрасли и в какую сторону будет движение в будущем?
Если нефть по $60, то идем по плану
По словам Силуанова, при расчетах на будущие годы запланированная ведомством экспортная цена нефти:
Для сравнения, оценка в 2024-м– $70 за баррель.
Что касается газа, то заложенная средняя цена на экспорт
Для сравнения, в 2024-м была заложена цена в $279.
Разумеется, в нынешней непростой ситуации, когда на мировой арене столь высокая политическая турбулентность, а на рынке нефти постоянно происходят форс-мажоры вроде противостояния на Ближнем Востоке, стоимость нефти может оказаться в ближайшие три года очень волатильной. Но на этот случай, по словам главы Минфина, есть проверенный метод, который должен все сбалансировать. Речь идет об использовании Фонда национального благосостояния (ФНБ). Суть простая: все доходы, полученные при цене нефти выше установленной Минфином, пойдут в ФНБ. Если цена нефти окажется ниже, то Минфин будет брать деньги из фонда.
А вот что действительно сильно влияет на уменьшение нефтегазовых доходов для бюджета РФ в 2025-м, так это снижение НДПИ на газ. Как говорится в пояснительной записке к проекту федерального бюджета, это снизит показатель поступлений от газовой добычи почти на 440 млрд рублей. В случае с нефтью есть и другие факторы.
«Дальнейшее сокращение прогнозируемых доходов связано со снижением цены на нефть и изменением структуры объемов добычи и переработки углеводородного сырья при одновременном положительном эффекте изменения расчета демпфирующей компоненты акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку»,
— говорится в документе.
Максимальные показатели по нефтегазовым доходам были в 2014 году, когда доля нефтегазовых доходов в совокупных доходах бюджета РФ составила почти 52%. После этого с разной динамикой показатель снижался. В 2021 году, судя по информации от Счетной палаты, доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете составила 38%. В 2022-м показатель вырос до 41,6%. Но в 2023 году произошло серьезное снижение — до 28,3%. В 2027-м как уверяет Силуанов, показатель станет еще ниже. Это, кстати, даже меньше, чем в уникальном 2020 году, когда доля составила 29,2%.
Списывать все на развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в России или за ее пределами, пожалуй, не стоит. В самой РФ доля ВИЭ по состоянию на середину 2023 года, судя по отчетам Ассоциации развития возобновляемой энергетики, составила жалкие 0,8%. Совокупная установленная мощность возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергосистеме России на 1 июля 2023 г. составила 6,04 ГВт. Рост, конечно, есть, ведь по итогам 2022-го она достигала 5,78 ГВт. Но это крайне мало по отношению к традиционным типам генерации в стране. Для сравнения: по состоянию на июль 2023 года в РФ действовало 68 угольных ТЭС общей мощностью 38,3 ГВт. И это при том, что угольная генерация в общем энергобалансе страны — лишь 13%. А ведь есть еще АЭС (примерно 12%) и газовая генерация (около 40%).
Нефтепродукты стране тоже нужны все также как и в предыдущие годы. Автопарк РФ кардинальных изменений за последние пару лет не претерпел. Топливо потребляют теми же темпами. Еще в феврале 2024-го вице-премьер Александр Новак, говоря об итогах 2023-го сообщал, что первичная переработка нефти в России выросла на 1,1%, до 275 млн т, производство автобензина — на 3,1% (до 43,9 млн т), а дизеля — на 3,5%. Проще говоря, потреблять нефть в стране меньше не стали. Добыча нефти в России в 2023-м пусть и сократилась, но лишь на 0,8%, до 530,6 млн т, а ее экспорт упал на 3,3%, до 234,3 млн т. Потребление газа в России в 2023 году увеличилось на 2,8% в годовом выражении. Конечно, можно сказать, что сильно уменьшился экспорт, но это лишь в сравнении с 2021 годом.
Снижение НДПИ на газ — единственная причина уменьшения доли доходов от нефтегаза для бюджета РФ. Как отметил в комментарии для «НиК» директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, заметный рост ненефтегазовых доходов, ожидаемое снижение цен на нефть и газ при сохранении стабильных объемов экспорта — все это в стоимостном выражении комбинируется.
«Снижение НДПИ на газ в основном произойдет за счет снижения дополнительного изъятия у „Газпрома“ 50 млрд рублей в месяц. В случае с нефтью НПДИ, скорее всего, будет стабильным. Сейчас ожидается, что добыча в РФ нефти будет медленно расти, причем даже если страна будет исполнять договоренности ОПЕК+. По газу рост тоже будет и тоже весьма умеренный, а учитывая проблемы с экспортом СПГ, даже ниже, чем сейчас. В итоге доходы от нефтегаза в бюджет РФ вряд ли будут расти»,
— считает эксперт.
Что же касается пользы или вреда такого фактора для всей отрасли в целом, то как считает Алексей Белогорьев, для нефтегаза это даже хорошо. Чем меньше его доля в бюджетных доходах, тем меньше на нее будут в перспективе обращать внимание, что может привести к облегчению фискальной нагрузки. Маловероятно, но вдруг.
В целом же можно заключить, что сам по себе тренд на снижение доли нефтегазовых доходов — это еще и польза для всей экономики, ведь тотальная зависимость бюджета от углеводородов, рынок которых последние годы крайне волатилен — это повышенные риски. При этом надо отметить, что речь идет о снижении доли не за счет того что отрасль в принципе стала меньше приносить денег, а за счет роста ненефтегазовых доходов.
Илья Круглей