Прибыльность НПЗ сократилась до минимальных уровней с 2020 года. Больше всего на это жалуются американские нефтяные компании.
На падение маржи повлияли сразу несколько факторов.
В частности, в США, как и в ЕС, активно добавляют в нефтяное топливо разбавители, например, этанол. В 2023 году продажи этилового спирта в мире достигли 127 млрд литров, рост к 2022 году составил 3%. Крупнейшими приобретателями спирта стали США, Бразилия, Китай, Индия и ЕС, где этанол добавляется к традиционным нефтепродуктам. И Соединенные Штаты купили 41% этого объема, поскольку по американским стандартам в одном литре бензина или дизеля должно быть 10% спирта. Бразилия приобрела 23% произведенного в мире этанола: в стране распространены топливные системы, работающие на чистом спирте, кроме того, по требованиям регулятора 27% в бензине и дизеле должны быть спиртовыми.
Немаловажным фактором для маржинальности НПЗ является и топливный переход Китая. Однако речь идет не об электромобилях, на которых любит сосредотачиваться МЭА, а о переводе большегрузной и строительной техники на газ, а именно на КПГ. Таким образом газ начинает вытеснять традиционное дизельное топливо.
Кроме того, не стоит забывать и о строительстве новых нефтеперерабатывающих мощностей в тех регионах, которые ранее традиционно были импортерами топлива. В частности был запущен огромный нигерийский завод Dangote мощностью 650 тыс. б/с, в Кувейте начал работать НПЗ Al-Zour на 615 тыс. б/с, в Омане открыли НПЗ Duqm на 230 тыс. б/с.
Все эти новые мощности нацелены главным образом на рынок ЕС. Поэтому в самой Европе заводы, не имея достаточной ресурсной базы, закрываются. В ближайшую пятилетку ожидается выбытие 1–1,5 млн б/с нефтеперерабатывающих мощностей.
Продукция американской нефтепереработки из-за новых африканских и ближневосточных заводов тоже теряет долю европейского рынка.