Posted 16 октября, 10:41

Published 16 октября, 10:41

Modified 16 октября, 11:14

Updated 16 октября, 11:14

В чем смысл ужесточения европейского контроля за перевалкой СПГ из России

16 октября 2024, 10:41

Европа ужесточит контроль над поставками СПГ из России, чтобы затем запретить их

В Евросоюзе намерены поставить импорт сжиженного газа из России под тотальный контроль. Причина в том, что объемы поставок растут, или Старый Свет готовит нечто большее и долгоиграющее?

Несколько стран Европы обратились к Еврокомиссии (ЕК), чтобы та разработала более жесткие меры по отчетам по всему ЕС касательно импорта российского СПГ. Среди государств, направивших письмо в ЕК, есть не только Франция, Швеция, Литва и Финляндия, у которых есть терминалы по регазификации и физическая способность принимать российский СПГ, но также и Австрия, Чехия, Эстония, Латвия и Люксембург.

Казалось бы, еще в июне этого года в 14-м пакете санкций ЕС уже был включен запрет на перевалку российского СПГ в своих портовых зонах. Зачем эти меры ужесточения? Ирония в том, что после таких мер импорт сжиженного газа из РФ в Европе только увеличился, причем именно в Бельгии и Нидерландах, где выполняется наибольший объем по перевалке СПГ.

Запереть газ из России в Европе, чтобы потом его запретить

В документе, который был направлен в Еврокомиссию, почти все требования сводятся к более детализированной отчетности в импорте голубого топлива из России. Среди ключевых тезисов можно выделить следующие:

  • обеспечить полную прозрачность импорта российского СПГ и установить личность поставщиков;
  • ужесточить обязательства по представлению отчетности об операциях по разгрузке российского СПГ (поскольку общедоступные данные якобы не дают полной картины);
  • операторам хранения СПГ в ЕС следует предоставлять информацию о доле российского метана в перегружаемых грузах;
  • операторам хранения СПГ в ЕС следует отслеживать происхождение СПГ.

Примечательно, что такие меры были предложены почти сразу после публикации прогноза аналитиков из Kept, где основной вывод — Россия может занять целевые 20–25% мирового рынка СПГ в следующую волну его роста (после 2035 года).

Как объяснил в беседе с НиК» главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов, меры по ужесточению мониторинга за российским СПГ направлены на то, чтобы помешать созданию системной перевалки российского сжиженного газа для перепродажи в страны Азии. Это не сиюминутные желания ЕС, а скорее стратегическое решение, причем даже больше в интересах США, как экспортера СПГ, а не потребителей газа в Европе.

«Все понимают, что сейчас российский СПГ в ЕС востребован. По итогам этого года, по сравнению с 2023-м, поставки из России вырастут примерно на 10%. Но это краткосрочная перспектива. Через 2-3 года, когда выйдут на производственную мощность новые СПГ-терминалы в Катаре и США, российскому СПГ двери в Европе станут закрывать.
РФ это прекрасно понимает, поэтому НОВАТЭК и сосредотачивается на создании устойчивой системы перевалки СПГ, используя западный маршрут. Именно он будет основным, поскольку для использования Северного морского пути у РФ не хватает танкеров ледового класса. ЕС это видит, поэтому уже сейчас создаются юридические препятствия, чтобы мы европейскую портовую инфраструктуру не могли использовать. А перевалка борт-в-борт СПГ в море, как в случае с нефтью, — это совсем другое. Технические требования таковы, что нужна портовая инфраструктура»,

 — говорит эксперт.

По мнению Алексея Громова, следующий шаг ЕС после установления контроля за перевалкой российского СПГ для Азии — это полный его запрет на рынке Старого Света. По сути, это задел для будущей «зачистки поля» перед появлением больших объемов СПГ из США.

Поставщики СПГ от конкурентов избавляются, а потребители стремятся ухудшить положение соседей

В РФ работают два крупнотоннажных завода СПГ — «Сахалин-2» и «Ямал СПГ». Отчасти готов (нет нужного количества газовозов) «Арктик СПГ 2». Также работают несколько среднетоннажных производств — «Криогаз-Высоцк» и «Портовая СПГ». Их суммарная установленная мощность — порядка 51 млрд кубометров в год. В текущем году она используется почти на 90%. К этому можно добавить порядка 30 малотоннажных заводов СПГ, в совокупности способных произвести около 250 млн кубометров в год. Учитывая все эти показатели, Россию можно смело записывать в ТОП-5 крупнейших производителей и экспортеров СПГ в мире, хотя ее мощности в более чем 2 раза уступают мощностям лидера — США.

Доля российского сжиженного газа на европейском рынке становится в последние годы все больше. Для сравнения: в 2021-м — 12-13 млрд кубометров СПГ, 2022-м — около 20 млрд, 2023-м — 19,8 млрд кубометров.

Разумеется, производители газа в США, как и компании, занимающиеся регазификацией на побережье Америки, не хотели бы чтобы российский СПГ и дальше увеличивал долю на европейском и азиатском рынках. Туда ведь должен, в первую очередь, устремиться газ с «молекулами свободы». Тем более что к 2030 году производственные мощности у США (впрочем, как и у стран Ближнего Востока, особенно у Катара) вырастут не менее чем на 20%. Будет очень удобно, если российский СПГ к тому времени как минимум окажется запертым на рынке ЕС, а в идеале — перед ним закроют двери даже там.

Впрочем, как отметила в комментарии для «НиК» директор по исследованиям компании Имплемента Мария Белова, важно посмотреть на список стран, подписавших направленное в Еврокомиссию письмо. Это Финляндия, которая была вынуждена прекратить закупки российского СПГ в рамках 14 пакета, поскольку ее ГТС не интегрирована в систему ЕС. Плюс традиционно выступающие против России бывшие республики СССР и Австрия, которая в базовом сценарии после окончания транзитного договора с Украиной останется без российского газа.

«Это все те, кто уже не может получить выгоды от газового сотрудничества с Россией и стремится ухудшить ситуацию соседям по ЕС. В общем, ни себе ни людям.
Ужесточение мониторинга призвано „пролить свет на личности поставщиков природного газа, осуществляющих импорт российского газа“ (цитата из письма к Еврокомиссии). За счет этого ЕК сможет оказывать точечное давление уже не на страны, а на конкретные компании, что явно будет более действенным.
Для эффективного же контроля за конкретными „российскими молекулами“, которые в портовых хранилищах смогут смешаться с другим газом и в нарушение санкции поплыть за пределы ЕС, нужно выделять отдельную инфраструктуру, что потребует дополнительных затрат со стороны операторов приемных терминалов, которые и так пострадают от запрета на реэкспорт»,

— резюмировала Мария Белова.

Илья Круглей

Подпишитесь