Posted 1 октября, 11:34
Published 1 октября, 11:34
Modified 1 октября, 12:32
Updated 1 октября, 12:32
В конце сентября этого года, выступая на сессии «Бурить нельзя останавливаться: стратегия развития отрасли на 10 лет», прошедшей в рамках форума «Российская энергетическая неделя» (РЭН) первый замглавы Минэнерго Павел Сорокин рассказал о том, сколько Россия будет добывать нефти через 10 и более лет.
Базовый сценарий ведомства — к 2050 году Россия будет добывать 540 млн т нефти в год. Для сравнения: в 2023-м показатель составил 531 млн т. Экспорт вырастет с 234 млн т в 2023 году, до 243 млн т в 2050 году. Стоит ли ждать именно таких показателей от отрасли и почему?
Павел Сорокин (как чуть позже и вице-премьер Александр Новак) сразу подчеркнул, что 540 млн т нефти в год — это базовый сценарий, но с оговорками с учетом взаимодействия с партнерами по ОПЕК+. По словам замглавы Минэнерго, потенциал у прироста спроса на нефть на мировом рынке весьма хороший — около 10-12% от текущего уровня потребления.
«Как минимум увеличится потребление на 5-7 млн б/с до 2030 года и еще около 5 млн б/с до 2050 года»,
— сказал он. Для сравнения: сейчас и в последние десятилетие мир потребляет примерно, точнее, чуть больше 100 млн б/с.
В проекте энергостратегии Минэнерго до 2050 года рассматриваются два сценария: консервативный и целевой. Именно о втором и было сказано на РЭН, где фигурирует цифра 540 млн т нефти в год. Он предполагает:
Однако есть и консервативный сценарий, и в нем уже не все так радужно. Его основные параметры — добыча нефти в РФ к 2050-му упадет до 360 млн тонн. Этого хватит для российского рынка, но вот экспорт снизится до 96 млн т в год. Причина — из-за текущей фискальной системы в РФ увеличиваются риски сокращения добычи. Более того, будут истощаться действующие месторождения и увеличиваться доля трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗов).
При этом сам же Новак 27 сентября сообщал прессе, что добыча нефти и газового конденсата в России по итогам этого года ожидается в диапазоне 515-521 млн т, а это почти на 3% меньше показателей 2023-го.
С газом тоже не все понятно. В ряде СМИ фигурировали данные о якобы росте газодобычи РФ к 2050 году с 638 млрд кубометров в год до 1,085 трлн кубометров в 2050-му (впрочем, данные эти не подтверждены официальными лицами). Однако, даже если бы это и было правдой, такой сценарий следует считать слишком уж оптимистичным, особенно учитывая что РФ почти потеряла европейский рынок сбыта, куда до 2022-го экспортировалось почти 150 млрд кубометров газа в год, а теперь едва 30 млрд. «Сила Сибири» полностью досанкционные объемы не заменит, даже с учетом запуска «Силы Сибири 2».
«Я думаю, речь идет о цифрах из проекта новой Энергостратегии, над которой работает Минэнерго и которую ему поручено внести в правительство в ближайшее время.
А по сути, на мой взгляд, этот или любой другой ориентир в подобном документе не может и не должен рассматриваться и закладываться как прогноз. Речь идет о программировании развития отрасли. Соответственно, под рост до 1 трлн кубометров газа и выше должна быть заложена проектная база и необходимые для реализации этих проектов регуляторные условия. В противном случае толку от нового документа будет не больше, чем от предыдущих версий, которые устаревали задолго до целевого срока»,
— рассказал в комментарии для «НиК» заместитель гендиректора ФНЭБ Алексей Гривач.
Стоит добавить, что и на мировом рынке есть предпосылки, чтобы российской нефти пришлось бороться за свое место более усерднее. Латиноамериканские страны, в первую очередь, Бразилия и Гайана, через 3-5 лет намерены существенно нарастить свою добычу и экспорт, причем последняя никакими обязательствами ОПЕК+ не связана и никакие квоты соблюдать не должна. Выходит, как внутриэкономические параметры российской экономики, так и ситуация на мировом рынке в ближайшей перспективе объективно больше толкают к консервативному сценарию Минэнерго относительно нефтедобычи в РФ.
График добычи черного золота в Российской Федерации за год на протяжении последних 5 лет можно назвать весьма непостоянным. К примеру, по итогам 2023-го добыча составила почти 523 млн т, что меньше чем в 2022-м, когда показатель составлял 535 млн т. С другой стороны, в 2021 было еще меньше — 524 млн т, а в 2020 так и вовсе 512,68 млн т, причем это добыча нефти с учетом газового конденсата. А в 2019 году, о чем писал даже Bloomberg, показатель был 560 млн т (был побит максимальный постсоветский рекорд).
Так что в целом, 540 млн т нефти не выглядят для российской нефтедобычи чем-то небывалым. Другой вопрос, получится ли достичь такого показателя в условиях санкций, которых в таком количестве еще не было в «рекордном» 2019 году. Индия (и Китай в чуть меньшей мере), конечно, намерена увеличивать спрос на черное золото, что хорошо для российской нефтедобычи. Но при нынешних действующих месторождениях полностью удовлетворить спрос Нью-Дели и Пекина вряд ли получится — нужно будет инвестировать в добычу.
«Реальными стимулами для нашей нефтедобычи, очевидно, должны стать новые месторождения. В целом, у компаний из РФ есть куда развиваться. Их сейчас как бы сдерживает сделка ОПЕК+. Нельзя сильно наращивать добычу, следовательно, инвестировать и разрабатывать новые проекты.
Но риски до 2050 года, безусловно, повышаются. Могут сказаться последствия антироссийских санкций. Они связаны с истощением месторождений, потому как рестрикции еще 2014–2015 гг. были направлены как раз на то, чтобы не дать российской нефтедобыче развиваться. Снижалось участие иностранных компаний, останавливались поставки оборудования в тех направления, где РФ хотела развиваться (работа на шельфе, с ТРИЗами, запрет на добычу аналога сланцевой нефти). Прошло 10 лет — ни на Баженовской свите, ни в арктическом шельфе мы сами добывать пока еще не научились.
Если крупных продвижений в этом плане не произойдет (на суше новых классических крупных месторождений мы пока почти не находим), то к 2050-му добыча, конечно, будет постепенно снижаться»,
— поделился мнением с «НиК» аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
Илья Круглей