Posted 27 сентября, 06:35
Published 27 сентября, 06:35
Modified 27 сентября, 06:37
Updated 27 сентября, 06:37
В Минфине РФ разрабатывают предоставление нефтекомпаниям налоговых льгот. Правда, с некоторыми оговорками. Во-первых, на период 2031–2032 годов. Во-вторых, льготы выдадут только тем, кто инвестировал в нефтепереработку больше 50 млрд рублей. Согласно этой инициативе, к условиям получения льгот привяжут цены выпуска бензина Аи-92 и дизеля, которые не должны отклоняться от среднеоптовых больше чем на 10% и 20% соответственно.
Насколько это актуально для отрасли? В каких местах нефтепереработки инвестиции нужны больше всего, учитывая проблемы с безопасностью, трудностью импортозамещения и модернизации в условиях санкций?
В Министерстве экономического развития пока что оценивают объем средств, которые получат нефтяники в виде льгот, в 210 млрд рублей. Сумма не слишком большая, если посмотреть на то, сколько нефтяные компании получили за счет выплат по демпферу за первые семь месяцев 2024-го (1,29 трлн руб.), и которым вернули 1,2 трлн руб. за счет обратного акциза на нефть и инвестиционной надбавки к нему.
Более того, сегодня нефтепереработка по сравнению с другими отраслями подвергается гораздо большему давлению. Во-первых, растущие цены на оптовом рынке топлива бьют по кошельку независимых АЗС и создают волатильность на рынке. Во-вторых, представители нефтяных компаний уже неоднократно заявляли, что налоговая нагрузка в отрасли намного больше, чем в других сферах. Если нефтянка за почти полгода вынуждена была отдать в бюджет страны около 75% своей прибыли, то банковский сектор — всего лишь 27%, добыча алмазов и драгметаллов — 31%.
В беседе с «НиК» главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов отметил, что сейчас (по понятным причинам) нет достоверной информации о реальном состоянии атакованных ранее НПЗ.
Отметим, в четверг вице-премьер Александр Новак сказал, что Московский НПЗ запустил установку комплексной переработки после атак дронов в ночь на 1 сентября (и Омский НПЗ восстановил переработку, но там была авария с пожаром). А вот на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа установку каткрегинга, сломавшуюся в январе, запустили только в июне.
Поэтому трудно судить о том, как много потребуется средств на восстановление НПЗ и когда оно завершится, отмечает Громов. Однако дополнительные средства для этой задачи сейчас крайне актуальны в любом случае.
«У нефтепереработчиков есть обязательства по завершению программы модернизации НПЗ, которые в нынешней ситуации (атаки дронов, санкции) крайне трудно выполнить в срок. Именно поэтому правительство и пошло на такие меры поддержки. Оно оставляет компаниям свободу действий, как распоряжаться средствами за счет льгот. Но очевидно, что наиболее актуальной для отрасли будет закупка нового импортного оборудования и починка вышедшего из строя в результате налетов дронов. Все-таки для компаний это действительно был форс-мажор, под который деньги не резервировались.
Это очень важно, поскольку нефтепереработке надо завершить план модернизации, который не успели перед закончить полностью до СВО, впрочем, как и не допустить дефицита топлива на юге страны»,
— считает эксперт.
В инициативе Минфина есть очевидный стимул именно для технологического расширения производства нефтепродуктов. Поддержку в виде инвестнадбавки выдадут тем компаниям, которые заключили с Минэнерго инвестсоглашения о вводе новых установок углубления нефтепереработки.
«С момента, как был принят налоговый маневр, а основная часть налогов с энергоресурсов снимается в момент их добычи из скважины, у нас любая из льгот поможет нефтепереработке. Это актуально для всех НПЗ. Заниматься можно повышением энергоэффективности, дополнительными и вторичными процессами производства, защитой объектов. Но поскольку льгота сейчас инвестиционная, то наверное она больше говорит об увеличении глубины переработки, расширении производства линейки продукции с высокой добавленной стоимостью»,
— рассказал в комментарии для «НиК» заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», член экспертного совета конкурса «АЗС России» Дмитрий Гусев.
На рынке есть потребность в более высоких переделах нефти, чем производство бензина и дизтоплива. Речь может идти как о сверхдорогих маслах, смазках и специальных средствах, так и о сверхдорогих видах топлива, которые повышают эффективность двигателей.
Но в четверг замминистра финансов Алексей Сазанов сказал в кулуарах РЭН-2024, что продление действия инвестиционной надбавки к обратному акцизу после 2031 года хоть и обсуждается, но просто так Минфин эту инициативу не пропустит. Дожны быть некие «условия», сказал Сазанов, но не пояснил, какие именно.
Меж тем с начала 2024 года стоимость бензина и дизеля (причем что на оптовом рынке, что на АЗС) постоянно растет. В таких условиях задача правительства — это, как минимум, обеспечить рост предложения топлива на внутреннем рынке РФ, чтобы стоимость не росла еще быстрее и не возникали риски дефицита. Для этого надо стимулировать реализацию новых проектов в нефтепереработке, в том числе и проекты по глубокой переработке нефтяного сырья.
В беседе с «НиК» зампредседателя комитета по энергетике Госдумы РФ Юрий Станкевич отметил, что предложение смягчить правила получения инвестиционной надбавки для НПЗ — вынужденная мера. Российские ВИНК в неоднократных обращениях к правительству и к президенту РФ обращали внимание на резкое подорожание проектов модернизации нефтепереработки, по которым были заключены инвестиционные соглашения (проблемы с поставками оборудования, рост затрат на логистику и т. п).
«Новые проекты в современных условиях без господдержки компании также не готовы запускать. Законопроект Минфина в представленной редакции — полумера с рядом субъективных ограничительных критериев. Необходимо, как минимум, пересмотреть промежуточное условие получения субсидии об инвестировании 30 млрд руб. к 2025 году. И, конечно же, нужно вернуться к практике заключения соглашений о модернизации НПЗ между компаниями и Минэнерго»,
— резюмировал Юрий Станкевич.
Илья Круглей