Posted 25 сентября, 07:15
Published 25 сентября, 07:15
Modified 25 сентября, 07:17
Updated 25 сентября, 07:17
Соединенные Штаты стали крупнейшим поставщиком СПГ для Турции, и Анкара стремится заключить долгосрочные контракты в этой сфере. С такими тезисами выступил на мероприятии турецко-американского делового совета в Нью-Йорке президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
«После того, как в 2016 году мы начали импортировать СПГ из Америки, сотрудничество продолжает развиваться. В дальнейшем мы хотим покупать у США еще больше газа и на более выгодных условиях»,
— заявил Эрдоган. Он также сообщил, что подписан меморандума о намерениях по поставкам СПГ между турецкой Botaş и американской Exxon.
С одной стороны, все это не повод для паники России, которая экспортирует трубопроводный газ в Турцию. Доля российского голубого топлива в импорте Анкары весьма существенна: в 2023 году страна закупила у РФ 21 млрд кубометров газа (42% от всего объема импорта). Более того, еще осенью 2022-го президент России Владимир Путин заявил на встрече с Эрдоганом, что 25% поставок российского газа в Турцию будет оплачиваться в рублях (чуть позже осуществление таких сделок подтвердили в турецком Минэнерго).
С другой стороны, СПГ тоже играет немаловажную роль для Турции, которая не оставляет попыток стать важнейшим газовым хабом в регионе. Из общего импорта газа за 2023-й в почти 50 млрд кубометров доля СПГ составила 14,3 млрд куб. м. При этом в 2025 году истекут сроки действия долгосрочных договоров о поставках газа с Россией. И как бы подготавливаясь к этой дате, турецкая Botas, помимо закупок на спотовом рынке СПГ, все чаще заключает долгосрочные контракты (или меморандумы о намерениях) о долгосрочных поставках сжиженного газа.
Надо сразу отметить, что детали нового меморандума не опубликованы. Впрочем, еще в начале мая этого года Botas и Exxon тоже подписали соглашение о поставках в Турцию сжиженного природного газа. Глава Минэнерго Турции Алпарслан Байрактар заявил тода, что ранее у Анкары были долгосрочные контракты на поставку СПГ с Нигерией, действует 20-летнее соглашение с Алжиром, а теперь к ним мы добавляется и договор с компанией из США. В турецких и западных СМИ чуть позже прозвучали сообщения о контракте на 10 лет при поставках 2,5 млн т СПГ в год.
К этому стоит добавить, что всего за неделю до визита Эрдогана в Нью-Йорк, где он заявил о новом меморандуме по поставкам СПГ от Exxon, госкомпания Botas подписала 10-летнее соглашение о закупках 1,6 млрд кубометров СПГ в год с французской TotalEnergies. Надо подчеркнуть, что компания французская, но это не значит, что Турции будут отгружать СПГ именно во французских портах. У TotalEnergies множество контрактов на сжижение в терминалах на побережье США, т. е. турецкая компания сможет получать часть грузов напрямую в портах США (о чем, кстати, в компании прямо говорили).
Исходя из этого можно предположить, что Анкара не просто обновляет свой портфель закупок газа к 2025 году, но еще и выполняет сразу 2 задачи.
Как отметил в комментарии для «НиК» замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов, поставки СПГ из Соединенных Штатов в Турцию трудно назвать значительными объемами, из-за которых стоит переживать. Тут есть больше повод думать об устойчивости спроса на газ самой Анкары.
«Если посмотреть на уровень потребления голубого топлива Турцией за 10-15 лет, то он, конечно, рос. А вот если наблюдать последние 2-3 года, то он может меняться, причем довольно значительно и иногда даже в сторону понижения. К примеру, в 2022-м был большой объем — 58 млрд кубометров газа, а вот по итогам 2023-го уже 52 млрд.
Турецкое руководство исходит из того, что будет неизбежный рост потребления газа, поэтому и выстраивается стратегия подписания контрактов с компаниями из США и других стран. Другой вопрос, что экономика Анкары периодически спотыкается и не в самом лучшем состоянии, что сказывается на газопотреблении. Именно этот фактор будет наибольшим образом влиять на закупки трубопроводного газа из России»,
— считает эксперт.
Замдиректора Института национальной энергетики напомнил, что рынок СПГ условно говоря делится на две составляющие. Первая — долгосрочные контракты, которые занимают до 70% рынка. Вторая — краткосрочные (30%). Большая часть поставщиков в мире работает по средне- и долгосрочным контрактам. Турция объективно нуждается в последних, чтобы импорт был стабильным.
Эксперт также заявил, что даже законтрактованность газа на американском заводе вынуждает либо подписать контракт, либо нужно покупать с краткосрочного рынка. А поставщики там имеют довольно четкую географическую локализацию производства. В первую очередь, это США. Газ, который идет на краткосрочный рынок, в основном производится на территории Штатов. В этом плане газ можно скупать оттуда. Но практика прежних лет показывает, что все же полностью заменить поставки из РФ не получается.
«Рост импорта сжиженного газа Турции упирается в мощности СПГ-терминалов. Они, даже с учетом скачков спроса на газ, не могут обеспечить замещение поставок из России. Поставки из РФ достигали минимальных значений, но не из-за притока СПГ в Турцию, а из-за цен.
В первом полугодии 2022-го был максимум закупок на бирже, где цена была $100 за тыс. кубометров (летом даже до $40 доходило), а у РФ цены не спешили падать, в соответствии с контрактными обязательствами. Зато во второй половине 2022-го все перевернулось: Анкара стала выбирать больше российского газа, чем на бирже. Турция демонстрирует, что в условиях кризиса основные потребители (оптовые) начинают крайне активно учитывать текущие выгодные ценовые предложения»,
— считает Александр Фролов.
Илья Круглей