Российский сорт нефти Far East ESPO Blend (ВСТО, транспортируется до Козьмино по одноименному трубопроводу) впервые с ноября 2023 года продается с премией к эталонному сорту Brent в Китае, говорят трейдеры агентству Reuters. Премия для партий с поставкой в ноябре на условиях DES (поставка в указанный покупателем порт без растаможки) составила $0,20–0,50/барр. в зависимости от покупателя и прочих условий поставки, сказали три собеседника агентства.
Премия ESPO появилась на фоне растущего спроса на нефть в КНР. Там сорт ВСТО берет новый НПЗ Yulong Petrochemical (создал запасы перед запуском, состоявшимся на днях) и Unipec, трейдинговое подразделение Sinopec (купило 10 партий ВСТО с поставкой в октябре).
Но обычно нефть ESPO приобретают частные китайские НПЗ, т. н. «самовары». Появление конкуренции со стороны нефтеперерабатывающих гигантов «выдавливает» частников и повышает конкуренцию на рынке.
При этом доставка из РФ в Китай относительно дешева: ставка фрахта в китайский Шандунь — $1,35 млн за один рейс в сентябре, указывают данные LSEG.
А вот Индия, которая платит за доставку из РФ больше, и чьи НПЗ «беднее», перестала покупать сорт ВСТО из-за роста цены на нее. Кроме того, индийские НПЗ предпочитают флагманский сорт РФ Urals, который больше подходит для производства дизельного топлива.
Наконец, поставки ВСТО индийские нефтепереработчики могут заменить поставками партий нефти из Западной Африки, отмечает Reuters.