Ключевые ведомства, отвечающие за подготовку бюджета — Минфин и Минэкономразвития — ожидают сокращения доходов от нефтегаза более чем на 14% к 2027 году, пишет Bloomberg со ссылкой на источники. В министерствах западному агентству комментариев, конечно, не дали.
Но источники Bloomberg утверждают, что российский трехлетний бюджет верстается со снижением нефтегазовых доходов, и основными причинами падения поступлений со стороны одной из основных отраслей-поставщиков налогов будут снижение цен на нефть в мире и падение налогов со стороны «Газпрома».
В текущем году доходы от нефтегаза запланированы на уровне 11,31 трлн рублей (заложены цена нефти — $70/барр., газа — $280/1 тыс. куб м.). Проект бюджета 2025–2027 годов предполагает понижение стоимости углеводородов: черного золота — до $65,5 за баррель, голубого топлива — до $240,2 за тысячу кубометров.
В итоге в ближайшие годы налоги от нефтегаза упадут на 14,3%. В 2025 году они могут оказаться в объеме 10,94 трлн рублей, в 2026 году — 10,56 трлн, а в 2027 году — до 9,7 трлн.
Такие пессимистичные ожидания построены на прогнозах профицита углеводородов в мире из-за увеличения энергии от возобновляемых источников. Также бюджет учитывает сделку ОПЕК+, которая продолжит ограничения добычи нефти.
В материале агентства отмечается, что в 2023 году российский газовый концерн «Газпром» впервые за весь XXI век получил чистый убыток. Тем не менее правительство ввело для «Газпрома» новую фискальную нагрузку, чтобы получать дополнительно каждый месяц от концерна 50 млрд рублей с 2023 по 2025 год. Теперь ситуацию хотят изменить: налоги на «Газпром» могут сократиться на 30% по сравнению с предыдущим годом, до чуть более 1 трлн рублей в 2025 году.
Эти налоговые льготы могут повысить финансовые результаты концерна, который будет способен после этого возобновить выплату дивидендов, что компенсирует снижение поступлений в бюджет.
Кстати, этот материал Bloomberg уже привел к тому, что на МосБиржи котировки «Газпрома» уже прибавили 6,5% — инвесторов порадовали слухов о послаблении налоговой нагрузки для концерна.