Россия не отказывает от транзита газа по украинской ГТС, потому что «Газпром» намерен исполнять свои обязательства перед европейскими клиентами по долгосрочным контрактам, сказал президент Путин на пленарной сессии ВЭФ-2024. «Если Украина отказывается, мы не можем ее заставить, а наши европейские партнеры не хотят их заставить», — сказал Путин.
Газ в Европу продолжит идти по «Турецкому потоку», возможно, по «Голубому потоку» в Турцию, хотя последний газопровод предназначен для местного потребления.
Он опять напомнил, что одна нитка «Северного потока-2» осталась цела после взрывов в сентябре 2022 года, и Германии нужно «нажать кнопку», чтобы «газ пошел». Это 27,5 млрд кубометров газа в год, уточнил президент при поддержке главы «Газпрома» Алексея Миллера. «Почему они этого не делают, я не знаю. На мой взгляд, это чушь», — сказал Путин, имея в виду, что европейцы берут газ в обход, а не по прямому газопроводу сразу в ФРГ. Напомним, «Северный поток-2» не прошел сертификацию, его нельзя запустить без получения разрешений со стороны германских властей и регуляторов.
Россия же будет диверсифицировать газовые поставки и дальше. «Сила Сибири» в Китай выйдет на проектную мощность в 38 млрд кубометров газа в год в 2025 году, затем добавится 10 млрд кубометров по т. н. «дальневосточному маршруту» — с использованием действующего газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток. Про «Силу Сибири-2» президент РФ не упомянул.
Также будет развиваться сжижение газа, хотя в этом «нам мешают», сказал Путин. «Доля России в поставках СПГ не такая большая, как бы нам хотелось, но мы будет развивать [эту отрасль]», — сказал президент.
Также он упомянул сотрудничество по газу с Ираном, заявив, что местоположение страны очень удобное, а вокруг него множество потребителей. Путин допустил поставки в Иран по свопу. Сейчас идет обсуждение такого взаимодействия.
При этом Путин признал, что для России временно возможна потеря доходов, «но это ничего [страшного]»: «Больше „Газпром“ будет поставлять внутри страны, будем развивать социальную газификацию», — сказал он.