Posted 29 августа, 05:00
Published 29 августа, 05:00
Modified 29 августа, 05:00
Updated 29 августа, 05:00
Недавно введенные санкции ЕС на перевалку российского сжиженного газа (СПГ) в своих портах усилили рестрикции США к «Арктик СПГ 2» и поставили перед мировым газовым рынком ряд вопросов. Wood Mackenzie считает, что при разных сценариях российский СПГ столкнется с проблемами.
В случае если ЕС полностью запретит импорт российского СПГ — а такое может быть после 2026-го, когда запустят ряд американских и катарских проектов, — европейским покупателям, у которых СПГ по контракту поставляется в Европу на условиях FOB или DES, придется ссылаться на форс-мажор. По оценке WoodMac, «Ямал СПГ» может потерять поставки до 10 млн тонн газа в год, но сохранит экспорт по Севморпути, если не будет других санкций. Доппоставки потребуют от «Ямал СПГ» покупать или фрахтовать еще больше судов, на что потребуется время.
Помимо прочего, если США введут санкции против судов «Ямал СПГ» и НОВАТЭКа (против судов, замеченных у «Арктик СПГ 2» уже ввели), то партнеры американцев должны будут прекратить покупать СПГ с судов российских компаний. Действующим покупателям, в том числе китайцам, придется ссылаться на форс-мажор. И тогда скидок и использования «теневого флота» вряд ли будет достаточно, чтобы импортеры так рисковали. В конечном счете, считает WoodMac, этот сценарий приведет к полной остановке производства на российских проектах.
Рост мировых поставок СПГ, который ожидается с 2026 года, вероятно, побудит Европу ввести прямой запрет на импорт российского топлива. И тогда США последуют примеру Европы. Масштабы и сроки новых рестрикций пока неясны, но последствия могут привести к перебоям в поставках «Ямал СПГ», что проложит путь к скачку цен на СПГ, пишут аналитики.
Впрочем, можем поспорить, что российский СПГ найдет покупателей вне западных стран, как это было с нефтью. Вопрос в том, по какой цене будет поставляться «санкционный» газ, то есть какую скидку РФ готова будет предложить и сколько в итоге заработает.