Торговля российской нефтью по Севморпути: на горизонте не только Китай

29 августа, 13:56
В западной прессе уверяют, что хоть Россия и экспортирует все больше нефти через Арктику, однако почти единственным ее покупателем по этому маршруту можно считать Китай. Есть ли другие покупатели, и в чем преимущество СМП перед маршрутом через Суэцкий канал?

По Северному морскому пути (СМП) впервые отправился в плавание азербайджанский танкер с нефтью. По данным LSEG, хоть судно и принадлежит сейшельской компании Evergreen Embrace Corp, в данный момент оно управляется частной компанией из постсоветской страны Vista Vvave Shipmanagement. Судно относится к классу ICE 1C (способно ходить во льдах). Сейчас оно идет по Карскому морю.

Это говорит о том, что СМП становится все более актуальным для перевозчиков нефти. В Reuters признали, что Севморпуть начинает конкурировать с другим маршрутом — через Суэцкий канал. В этом сезоне по СМП уже прошло 6 судов, которые суммарно перевезли 600 тыс. т российской нефти.

С другой стороны, трейдеры, на которых ссылаются западные СМИ, включая Reuters, утверждают, что из-за стоимости навигации только КНР может покупать нефть у РФ, идущую по СМП. Действительно ли это так? Обречен ли Севморпуть работать в настолько узком формате, и какие у него перспективы роста?

Маршрут становится популярным, но недостаточно быстро

Все танкеры с нефтью, которые шли в этом сезоне по СМП, относятся к «Совкомфлоту». Учитывая что он находится под санкциями США и их партнеров, напрашивается очевидный вывод: на маршруте Севморпути рестрикции Запада вообще никого не волнуют.

Северный морской путь — это единая транспортная коммуникация России в Арктике, проходящая вдоль северных берегов РФ по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское). СМП соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. По сути, такой маршрут связывает не только запад России с Востоком, но и открывает двери на азиатские рынки, включая китайский.

Руководство КНР, как и крупные компании, инвестирующие в развитие этого пути, пользуются моментом. 1 июля китайская радиостанция портового города Тяньцзинь даже начала транслировать анализы и прогнозы погоды и ледовой обстановки для судов, следующих по СМП. Казалось бы, объемы поставок российской нефти по СМП растут. Сейчас уже перевезено 600 тыс. т нефти (за весь 2023-й было 1,5 млн т).

Но динамика роста все же не настолько хороша, как изначально задумывалась. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития Севморпути до 2035 года с общим объемом финансирования около 1,8 трлн рублей. Согласно этому плану ежегодный грузопоток должен составить в 2024 году 80 млн т, 2030 году — 150 млн т, 2035 году — 220 млн т.

Увы, но сейчас становится ясно, что итоги 2024-го на практике будут другими. В марте этого года вице-премьер Александр Новак заявил, что объем грузоперевозок по итогам 2024-го составит около 40 млн т. По сути, в два раза меньше изначально намеченного показателя. Да, все это происходит в условиях санкционного давления на экономику РФ. При этом на СМП даже немного вырос транзит (в 2023-м — 2,1 млн т, а по итогам 2024-го ожидается 2,3-2,5 млн т). Но все равно общий грузопоток, включая экспорт нефти, растет не такими темпами, какими они представлялись в 2022-м, когда был одобрен план развития маршрута.

Все-таки сказывается сложность организации морских перевозок по Северному Ледовитому океану, где круглогодичный вывоз нефти с арктических месторождений осуществляется танкерами только высоких арктических ледовых классов — из Печорского моря Arc6, из Карского — Arc7. А с постройкой такого типа судов у РФ большие проблемы, поскольку санкции США мешают постройке таких танкеров даже на южнокорейских верфях, лидерах в отрасли судостроения высокого ледового класса.

Китай не единственный покупатель?

Для Азии Севморпуть действительно интересен. Если расстояние от Роттердама до Иокогамы по маршруту Суэцкого канала составляет почти 21,5 тыс. км, то по Северному морю оно лишь 11,9 тыс. км. Время прохождения сокращается практически в два раза, что для логистики является важнейшим фактором.

Этому способствует и усиливающееся таяние ледников. В период с 1980 по 2020 гг. протяженность морского льда в период август–сентябрь, когда ледяной покров имеет тенденцию таять до четверти своего размера зимой, сократилась примерно вдвое. По итогам 2023-го СМП был открыт в течение рекордных 88 дней (с 2 августа по 28 октября). Итог — никогда не превышавший 5 млн т в год, поток грузов начал расти в 2015 году, достигнув 33 млн т в 2020-м.

Хоть трейдеры и ждут в этом году большего объема поставок сырой нефти по СМП, стоимость навигации по маршруту все еще остается высокой. Она дороже, чем по маршруту через Суэц, поэтому, как говорят трейдеры, Китай является единственным экономически эффективным направлением для этого Севморпути, если смотреть в разрезе поставок нефти. В этом нас пытается убедить Reuters и ряд других западных изданий.

В реальности российская нефть из Арктики идет не только на китайский рынок. Более подробно об этом рассказала в комментарии для «НиК» гендиректор ООО «НААНС-МЕДИА» Тамара Сафонова.

«В настоящее время перевалка нефтеналивных грузов в Арктической зоне осуществляется из портов:
  • Мурманск;
  • Сабетта;
  • Варандей;
  • Архангельск;
  • Дудинка.
Также в перспективе возможна транспортировка нефтеналивных грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и из балтийских портов (Приморск, Усть-Луга, Санкт-Петербург, Высоцк).
Развитие СМП и перевод в круглогодичный период работы является стратегическим направлением как на фоне рисков блокировки российских танкеров, проходящих через воды стран ЕС, так и рисков ограничения судоходства через акваторию Красного моря и Баб-эль-Мандебский пролив»,

— пояснила эксперт.

Тамара Сафонова также добавила, что по итогам июля 2024 года арктическая нефть, транспортируемая из порта Мурманск, была распределена по странам следующим образом:

  • Индия — 49%;
  • Китай — 29%;
  • Оман — 11%;
  • Мьянма- 11%.

Выходит, на практике российская нефть, которую перевозят по СМП, — это товар не только для китайского рынка, о чем говорит западная пресса, ссылаясь на неназваные источники среди трейдеров. Стоит добавить, что уже в 2023 году российские нефтекомпании начали тестировать поставки нефти по СМП из портов Балтики Приморск и Усть-Луга. Хотя именно они были направлены только в КНР.

Но надо понимать, что балтийские порты — это вспомогательные транспортные хабы для поставок нефти через СМП. Арктические сорта нефти — Arco, Novy Port, Varandey — все же играют более важную роль в развитии грузоперевозок СМП, и отгружается такое черное золото не в балтийских портах. Конечно, нефть этих сортов до 2022-го преимущественно шла в западном направлении. Но уже в 2023-м ситуация «развернулась на Восток», причем речь шла не только о китайском рынке. К примеру, Индия в ноябре 2023-го купила у РФ 6,67 млн арктической нефти, а в декабре — чуть более 4,1 млн.

Это говорит о том, что технически СМП может обеспечить доставку нефти из РФ на азиатские рынки. Вопрос лишь в конъюнктуре цен на мировом рынке.

Илья Круглей

#Рынки #Экспорт #Транспорт #Спецпроекты #Нефть #Россия #Экономика #Аналитика #Поставки нефти #Северный морской путь #Илья Круглей
Подпишитесь