Posted 22 августа, 10:53

Published 22 августа, 10:53

Modified 22 августа, 10:55

Updated 22 августа, 10:55

уголь

Трудная жизнь угольщиков РФ: падающий спрос в КНР, сложности с логистикой и налоги

22 августа 2024, 10:53
уголь

Ввод пошлины добавит проблем угольным компаниям, где и так падает прибыль

Сюжет
Уголь
Возвращение экспортных пошлин нанесет ущерб производителям угля, у которых и без того все больше проблем, среди которых — снижение спроса со стороны китайских покупателей и сложности в логистике, ставшей еще более дорогой.

На ближайшем заседании подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию будут обсуждать вопрос продления моратория на экспортную курсовую пошлину для энергетического угля и антрацита. Об этом сообщили в Минэкономразвития РФ.

Мораторий на такую пошлину для полезного ископаемого истекает 31 августа этого года. В ряде СМИ пишут, что Минфин и Минэкономики хотят восстановить сборы, однако участники рынка считают, что этого делать нельзя. Их главный аргумент — ситуация в отрасли угледобычи и так крайне сложная, прибыль сократилась за год почти в 30 раз, поэтому отмена моратория приведет к серьезным последствиям.

Насколько сегодня все сложно с организацией экспорта российского угля? И как ведет себя один из важнейших рынков сбыта для российского полезного ископаемого — Китай?

Уголь — дело неприбыльное?

Споры различных ведомств об экспортной пошлине по отношению к поставкам российского угля длятся не первый месяц. Еще с октября 2023-го уголь начали облагать гибкой экспортной пошлиной по ставке 4-7% в зависимости от курса рубля. Более того, если стоимость $1 устанавливалась менее 80 ₽, то пошлина вообще не взималась. Правда, в начале 2024-го для нескольких типов угля было сделано исключение, но с 1 марта пошлину вернули.

В феврале 2024-го Минфин предложил установить плоскую надбавку к ставкам НДПИ на уголь в размере 380 руб. на т (для компенсации выпадающих доходов бюджета от отмены экспортной пошлины). Такое предложение не нашло поддержки. Гибкую пошлину сохранили на март и апрель. А с 1 мая кабмин РФ вообще принял решение об отмене пошлины на вывоз энергетического угля и антрацита до конца августа.

Все это было действительно важно для поддержки угольной промышленности, которая работает в весьма непростых условиях. Несмотря на то, что экспорт российского угля в Китай, ставший ключевым покупателем для РФ, увеличился, стоимость полезного ископаемого явно ниже рекордных значений 2022-го.

С начала 2024-го у угольных компаний снижается прибыль. По данным Росстата, сальдированная прибыль компаний из отрасли в I квартале снизилась на 96,9%, до 4,7 млрд руб. За I квартал компании из отрасли получили 47 млрд руб. прибыли, что на 71,5% меньше аналогичного периода в 2023-м, а убытки составили 43 млрд рублей (рост почти в 3 раза). При этом доля именно прибыльных компаний за первые три месяца 2024-го — 50% (против 61,3% годом ранее). Для сравнения: в начале 2023-го доля рентабельных угольных предприятий — 67,3%, убыточных — 32,7%, в 2022-м соотношение и вовсе было 79,4% и 20,6% соответственно. Во II квартале 2024-го ситуация в корне не изменилась.

Очевидно, что если согласиться на предложения Минфина и Минэкономики, которые хотят восстановить сборы, ситуация для компаний в угольной промышленности станет еще хуже.

Что с ключевым покупателем российского угля?

Добавило масла в огонь и снижение закупок со стороны ключевых импортеров российского угля. В I квартале 2024-го закупки уменьшили:

  • Индия в два раза (до 4,7 млн т);
  • Турция тоже почти в два раза (до 4,1 млн т);
  • Китай — на 16% (до 12,9 млн т).

При этом, если верить данным Kpler, объем морского экспорта российского угля уменьшился за первые шесть месяцев 2024-го на 17%, до 79,1 млн т. Если же брать отдельно II квартал, то экспорт угля из РФ сократился на 16% год к году, причем вывоз именно энергетического угля — на 40%.

Важно отметить, что хоть Китай по сравнению с Индией и Турцией уменьшил закупки на меньшее количество процентов, но это все равно стало весьма неприятным ударом для экспортеров российского угля.

КНР всего лишь за последние четыре года стала важнейшим покупателем угля из РФ в абсолютном выражении. По итогам 2021 года экспорт угля из РФ в КНР составил 53 млн т (причем в годовом исчислении это уже был рост на 38%). Для сравнения: в Европу, когда еще не было введено санкций против Москвы, в 2021-м было отправлено 50,4 млн т. По итогам 2022-го поставки в Китай уже составили 47 млн т энергетического (+5% год к году) и 21,1 млн т металлургического (+127%) угля. Экспорт угля из РФ в Поднебесную по итогам 2023 года оказался еще больше — более 100 млн т. Поэтому даже потеря доли 16% на китайском рынке — это значительный удар по экспортерам из РФ.

Тут важно отметить, что в начале 2024-го правительство КНР ввело импортные пошлины на уголь. В итоге ключевые продавцы полезного ископаемого для КНР — Австралия и Индонезия — не пострадали, потому как у них соглашение о свободной торговле с Пекином, а вот поставки из РФ сильно снизились. Это особо было заметно в январе–феврале 2024-го, когда объем импорта угля в Китай увеличился на 23% в годовом исчислении (до 74 млн т), зато поставки из РФ сократились на 22% (до 11,5 млн т).

К этому стоит добавить еще и санкции США, которые действуют с февраля против ряда российских компаний (СУЭК, Мечел и их дочки). Не исключено, что иностранные покупатели этих производителей угля в РФ опасаются вторичных санкций.

Никогда не было и вот опять — сложности с логистикой

По сообщениям от ряда крупных компаний из угольной промышленности, в сокращении экспорта в этом году виноваты не только цены и падение спроса от ключевых иностранных потребителей, но также сложности с логистикой, что удорожает операционные расходы компаний. Особенно это касается увеличения железнодорожного тарифа на транспортировку угля; роста ставок предоставления полувагонов, тарифов для отгрузки полезного ископаемого в портовых терминалах.

Что интересно, проблема избытка полувагонов (с 605 000 шт. в январе до 616 000 шт. на 1 ноября 2023-го) на сети РЖД привела к аномалии в декабре 2023-го — уголь стал транспортироваться медленнее и дороже. Аналитики из Neft Research тогда это объяснили тем, что грузоотправители ждут свободных полувагонов для отправки очередной партии…, а их нет, поскольку они застряли по пути к покупателю или обратно. В итоге из-за встречного потока порожних полувагонов снижается пропускная способность.

Еще одна спорная ситуация: добыча угля в России по итогам 2023 года снизилась на 1,1%, до 438,7 млн т, экспорт снизился на 3,9%, до 212,5 млн т. Но при этом угольные компании по итогам 2023-го нарастили перевозки по Восточному полигону на 6%, до 108 млн т. Более того, в стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2050 года говорится, что объемы перевозок угля по Восточному полигону (17 тыс. км ж/д путей, включая БАМ и Транссиб, связывающие Сибирь, Забайкалье и Дальний Восток) к 2025 году могут вырасти до 121,7 млн т, к 2030 году — до 178,7 млн т.

В беседе с «НиК» старший эксперт Института энергетики и финансов Александр Титов объяснил, что на Востоке для российских экспортеров цены на уголь выше, чем на Западе. По этой причине даже те, кто доставляет грузы на перевалку в порты Усть-Луги или Мурманска, нередко все равно везут уголь по морю в Китай. Да, транспортное плечо явно больше и дороже, но это все равно выгоднее.

«Если бы у компаний была возможность, они бы весь уголь на экспорт отправляли на азиатский рынок. Но проблема в том, что как только РЖД хоть немного увеличивает пропускную способность на Восточном полигоне, ее тут же занимают, причем желающие все равно остаются. Надо понимать, что на азиатские рынки сейчас стало поступать из России намого больше грузов. Это не только уголь, но и продукция лесной промышленности, металлургии и т. п. Есть и контейнерные перевозки, которые, кстати, идут во все большем количестве и в обратном направлении — из Азии в РФ. В итоге ж/д коммуникации перегружены, а для угля недостаточно необходимого для компаний места»,

— говорит эксперт.

По его мнению, в таких условиях ввод даже гибкой пошлины на вывоз энергетического угля и антрацита создаст серьезные проблемы для производителей. Сбор в $4-5 за тонну угля, которая стоит сейчас, скажем, $80 — это, на первый взгляд, не так уж много. Но, с другой стороны, многие компании в отрасли сейчас работают почти в ноль (а некоторые так и вовсе в убыток), для них любая ситуация со сдвигом в сторону расходов — это проблема.

«Да, Китай стал меньше покупать, но поставки снижаются не только из-за этого покупателя. Подобная проблема комбинируется со сложностями в логистике у российских поставщиков, где есть и возросшие тарифы РЖД на 10%»,

— резюмировал Александр Титов.

Илья Круглей