«Газпром» и SOCAR приняли решение расширять стратегическое партнерство, заявил глава российского концерна Алексей Миллер.
Миллер отметил, что речь идет о проекте «Север-Юг», подписанной год назад программе научно-технического сотрудничества, а также договоренности о развитии разнопланового стратегического партнерства. В целом, заявления достаточно общие, однако с учетом остроты вопроса поставок газа в ЕС после окончания транзитного договора Москвы и Киева сам факт переговоров «Газпрома» и Госнефтекомпании Азербайджана показателен.
Напомним, что накануне в ходе визита президента РФ Владимира Путина в Азербайджан стало известно о намерении Москвы и Баку совместно развивать проекты в энергетике, в частности озвучен проект строительства нефтеналивных судов класса «река-море» совместно ОСК и Бакинским судостроительным заводом для дальнейшего использования судов на черноморских и каспийских маршрутах.
Стоит отметить, что все ждали новостей об участии России и Азербайджана в поставках газа в ЕС, в частности о развитии проекта турецкого газового хаба, который может снабжать газом европейские страны. Однако они не прозвучали в публичном поле, возможно из-за болезненного отношения к российскому газу в ЕС.
Тем не менее СМИ пишут о том, что при поставках газа в ЕС «можно было бы» смешивать азербайджанский газ с российским. Делать это возможно через Турцию — туда идут и российские, и азербайджанские газопроводы. Еще один вариант из озвученных СМИ — поставки российского газа на внутренний рынок Азербайджана, чтобы тот смог нарастить свой газовый экспорт в ЕС.
При этом именно в ЕС сильно заинтересованы в газовом сотрудничестве Москвы и Баку. Ранее западные СМИ писали о возможности заполнения украинской ГТС азербайджанским газом, однако данная схема возможна или с российским транзитом, или своповыми поставками, включая опять же поставки через Турцию. Кстати, Анкара тогда раскритиковала эту «мутную» своповую схему, отметив, что не собирается в ней участвовать.
Тем не менее западные трейдеры не потеряли надежду продолжить поставки российского голубого топлива под видом сырья из другой страны, особенно при загрузке украинской газотранспортной системы.