Posted 9 августа, 15:52
Published 9 августа, 15:52
Modified 9 августа, 16:02
Updated 9 августа, 16:02
Российские военные накануне сообщили о поражении нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), снабжавшего топливом технику армии Украины. В сообщении Минобороны РФ не говорится, в каком именно регионе находился этот завод. В сообщении лишь упоминается, что удары «наносятся только по военным и энергетическим объектам Украины и связанной с ними инфраструктуре».
Важно отметить, что в этой стране уже нет крупных действующих нефтеперерабатывающих заводов. Вполне возможно, что речь шла о небольшом объекте, который обеспечивал дизелем украинскую военную технику. Он мог быть важен для военных, но вряд ли предоставлял серьезные объемы для топливного рынка всей «Незалежной».
Армия России выполняет свои задачи, атакуя важные объекты и коммуникации для снабжения ВСУ важными ресурсами. Если было официальное сообщение об уничтожении НПЗ, значит часть украинских войск действительно в очередной раз лишились ресурса для осуществления своих маневров. Вопрос в том, как быстро они смогут найти его замену и что еще интереснее — как?
Гибель украинской нефтепереработки
В июне 2022-го глава компании «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко заявил, что нефтеперерабатывающая сфера Украины не работает в связи с военным положением в стране. Однако это не значит, что до начала СВО у Киева были невероятные мощности по выпуску нефтепродуктов, включая топливо для военных. Украина потеряла почти все НПЗ еще до начала спецоперации России.
На момент распада СССР Украине в наследство досталось 6 нефтеперерабатывающих заводов:
• Херсонский (остановлен в 2005-м);
• Надворянский (остановлен в 2009-м)
• Одесский (остановлен в 2010-м);
• Дрогобычский (остановлен в 2012-м);
• Лисичанский (остановлен в 2012-м);
• Кременчугский (остановлен в 2022-м).
Их суммарная мощность впечатляла — примерно 42 млн т нефти. Такой объем, учитывая население страны, ее промышленность и размеры автопарка, был очень серьезным. Однако Киев планомерно не модернизировал и вообще почти ничего не вкладывал в развитие отрасли. Итог — с 1990 по 2000 гг. производство на этих предприятиях в сумме сократилось почти на 70%.
По состоянию на 2019 год из 6 НПЗ в рабочем состоянии оказался только один — Кременчугский. Он, кстати, довольно быстро за счет сомнительных с точки зрения законности мероприятий оказался под контролем украинского олигарха Игоря Коломойского. На тот момент он работал чуть менее 20% от максимальной мощности.
С началом СВО после ударов российской армией по ряду объектов предприятия, включая нефтехранилище, он прекратил работу полностью. Весной 2022 года, правда, были неподтвержденные данные о том, что завод вновь начал работу в относительно скрытном режиме (не на полную мощность и без факелов в трубах). Впрочем, даже если это было бы правдой, Кременчугский НПЗ вряд ли смог бы насытить не только весь топливный рынок Украины, но и даже удовлетворить нужды ВСУ.
Чем питается украинская военная техника?
Учитывая невозможность своими силами обеспечивать не только топливный рынок, но и ВСУ, Киев начал с 2022-го активно импортировать бензин, дизель и другие типы нефтепродуктов. Какое-то время ряд восточноевропейских стран даже отправлял незначительные объемы, как Польша, безвозмездно. Однако довольно быстро такие «пожертвования» прекратились. Дизель и бензин в «Незалежную» стали продавать.
В июле 2023-го некоторые европейские издания, вроде Handelsblatt, даже писали о том, что Украина увеличила объемы импортируемых нефтепродуктов от венгерской MOL и турецких поставщиков, которые использовали для производства на своих НПЗ российскую нефть. В целом же, для ВСУ наладили поставки топлива из Польши, Болгарии и ряда других восточноевропейских стран. Разумеется, точные данные об объемах, учитывая боевые действия в «Незалежной», никто нигде не публиковал, однако официальными лицами, в том числе и европейских стран, сам факт поставок признавался неоднократно.
При этом важно отметить, что в начале августа этого года Украина частично остановила транзит нефти, идущий в восточноевропейские страны (Венгрию, Чехию и Словакию) по трубопроводу «Дружба». На территории Венгрии и Словакии работают НПЗ, принадлежащие венгерской MOL. Полностью прокачка нефти не остановлена. Однако запрет на транзит нефти именно от ЛУКОЙЛа — это все же серьезное ограничение (Словакия, в итоге лишилась почти 40% поставок). Руководства Венгрии и Словакии, почти сразу заявили, что из-за этого Киев может лишиться поставок топлива из таких стран.
Как отметил в комментарии для «НиК» аналитик, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, скорее всего, в сообщении Минобороны РФ речь шла о примитивных нефтеперегонных установках, либо по промышленному объекту, где было топливо. Крупные НПЗ на Украине уже не работают. А вот мини-нефтеперерабатывающие заводы вполне могли быть.
«Крупнейшим поставщиком топлива для Украины является Польша. На нее приходится около 60% поставок. Экспортируют нефтепродукты также Чехия, Венгрия, Словакия, Румыния, Болгария. На Венгрию и Словакию приходится по 10%, у остальных объемы меньше. В этом плане действительно сейчас есть угроза для потребления топлива Украиной. Если Киев и дальше будет конфликтовать с соседями, то наличием нефтепродуктов у „Незалежной“ все станет совсем сложно. Причем обходными путями завезти их, минуя вышеуказанные страны, не выйдет.
Когда в ЕС вводили санкции против российской нефти, то Венгрии и Словакии, которым сделали исключение в рестрикциях (поскольку нет доступа к морю и трубопровод „Дружба“ –единственный источник), не разрешали продавать нефтепродукты в другие страны Евросоюза. Это специально сделали, чтобы у них не оставалось выбора кроме как продавать топливо, полученное от излишков переработанной нефти, Украине. Если же Венгрия и Словакия не будут этого делать, Киеву придется закупать только у Польши. Это будет намного дороже, ведь поляки должны тогда ради Украины (за это попросят наценку) отменить поставки, скажем, в Германию», — пояснил эксперт.
По мнению Игоря Юшкова, такой сценарий для Киева будет экономически напряженным. Однако он подчеркнул, что для польской Orlen, у которой НПЗ в Чехии, Украина нефть по трубопроводу не остановила. Видимо, специально, оставить «окно» — чтобы Польша не пострадала и не остановила поставки.
Польша c 2022-го по сегодняшний день остается главным поставщиком топлива для украинской армии и вообще нефтепродуктов для «Незалежной». При этом Варшава покупала нефть у РФ только до 2023-го, после чего импортирует ее у других поставщиков.
Для Украины крайне важно, чтобы прокачка по «Дружбе» не остановилась полностью. В таком случае в Центральной Европе уже не будет излишков топлива, которые они продают Киеву. НПЗ в Венгрии, Чехии и Словакии попросту сократят объем производства, поэтому бензина и дизеля будет хватать только самим восточноевропейским странам. Более того им придется часть нефти закупать морским путем, а значит, придется платить за транзит из стран, которые принимают черное золото в своих портах. Причем есть риск, что пропускной способности трубопроводов даже не хватит, чтобы загрузить НПЗ в Венгрии и Словакии на полную мощность» — резюмировал аналитик ФНЭБ.