Нападение на Суджу в Курской области украинских военных стало громким событием не только в политическом или сугубо военно-тактическом плане. Атака ВСУ на этом направлении, каким бы успешным или провальным оно не оказалось в итоге через несколько дней, по сути, говорит о том, что Киев больше не считает газоизмерительную станцию (ГИС) «Суджа» неприкосновенным объектом. А ведь он, по сути, считался таковым с самого начала СВО.
Киев, видимо, не желал ссориться с европейскими странами, которые получали российский газ по украинской газотранспортной системе. Однако теперь похоже, что руководство Украины решило нарушить все запреты. Тем более, что транзит нефти в Европу Киев уже частично остановил.
Теперь становится все более актуальным вопрос в том, насколько остановка транзита через украинскую ГТС будет болезненной для европейских стран, России и самой Украины. При этом важно добавить, что если Киев подвергает риску точку входа на прокачку российского газа для Европы в одном месте, значит, он может решиться на диверсии и атаки на газопроводы, идущие в Турцию.
Почему бы не саботировать поставки газа?
Мотивация у Киева для атаки на населенные пункты Курской области может быть самая разная: военно-тактическая, чтобы оттянуть часть российских сил в этот сектор; захватить ГИС «Суджа»; посеять панику среди мирного населения; отвлечь внимание Запада, от собственных неудач на фронте; медийная бомба. Возможно, даже была мотивация напасть на Курскую АЭС. 6 июля на фоне атаки ВСУ жителям Курчатова и Курчатовского района стали поступать ложные звонки о якобы скором захвате атомной электростанции (очевидно, чтобы раздуть панику в регионе).
Однако какой бы на самом деле ни была истинная мотивация у ВСУ и руководства Украины, факт остается фактом — Киев теперь не боится нарушения работы МГП «Уренгой — Помары — Ужгород», точкой входа которого из России на Украину является ГИС «Суджа». При этом другая ветка, по которой российский газ мог бы поступать в украинскую ГТС и дальше в Европу, до сих пор не работает. Маршрут через ГИС «Сохрановка» (на территории ЛНР) на МГП Союз заблокирован украинской стороной еще с 11 мая 2022 года.
До атаки ВСУ на Курскую область через ГИС «Суджа» проходило порядка 42,4 млн кубометров газа в сутки, хотя в транзитном контракте с «Газпромом» (истекает в конце 2024-го) зафиксирован объем в 77 млн кубометров. Выходит, сегодня «Незалежная» больше не переживает о том, что европейские страны перестанут получать примерно 40 млн кубометров газа в день из России.
Тут стоит напомнить, что не так давно руководство Украины решило остановить прокачки нефти, поставляемой ЛУКОЙЛом по нефтепроводу «Дружба» в Центральную Европу. Киев, по сути, лишил ветку второго по значимости поставщика черного золота, для венгерской MOL и польской Orlen, которые использовали эту нефть для переработки в Словакии и Венгрии.
Ни для кого не секрет, что в последние годы правительства Венгрии и Словакии выступали против поставок вооружений для Киева. Они регулярно вставляя «палки в колеса» бюрократии Брюсселя, чтобы выбить для себя определенные преференции. Тот факт, что Киев до сих пор не возобновил прокачку нефти, говорит о том, что он не боится даже срыва поставок на Украину топлива (у самой «Незалежной» нефтепереработки уже нет) из Восточной Европы.
Не исключено, что такой же «страх» уже не актуален для Киева и в плане транзита российского газа. В связи с этим возникает новый вопрос: «а не попытается ли Киев саботировать прокачку и по другим газопроводам?».
Больно будет всем
«Ямал-Европа», спасибо Польше за ее рейдерский захват части трубы, принадлежавшей «Газпрому», сейчас не работает. Nord Stream взорван и Германию, учитывая что она не собирается заниматься восстановлением и расследованием теракта, это не беспокоит. Это же касается и «Северного потока 2».
Если сейчас остановится прокачка газа через украинскую ГТС, у России для экспорта трубопроводного газа в Европу останется только две магистрали — «Голубой поток» (идет в Турцию по дну Черного моря), а также «Турецкий поток».
Есть повод вспомнить атаки БПЛА, ракетами и другими средствами со стороны Украины на Крымский мост и прийти к очевидному выводу — Киев может попытаться точно также атаковать и точку входа в «Турецкий поток».
Впрочем, он это делает уже давно. Еще в сентябре 2023-го президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции по итогам встречи с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в Сочи заявлял, что ВСУ пытались с помощью беспилотников атаковать газопроводы «Турецкий поток» и «Голубой поток».
Не трудно догадаться, что остановка транзита российского газа через Турцию доставит проблем Анкаре, которая долгие годы выстраивает стратегию по созданию газового хаба. Спасибо не скажут и европейские покупатели, как и российский экспортер. Заменить объемы газопроводов через Турцию — это значит найти где-то почти 46 млрд кубометров газа в год.
Впрочем, как отметил в комментарии для «НиК» глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин, больно будет всем, но при этом все они подобную потерю переживут. Остановка украинского транзита для РФ это уже незначительный урон по сравнению с тем, что она потеряла на экспорте газа в Европе за последние годы.
Тут стоит напомнить, что раньше Россия поставляла в страны Европы каждый год около 150 млрд кубометров, а по итогам 2023-го показатель не дотягивал даже до 30 млрд. За последние годы, пусть и с большими издержками, но к этому адаптировались все — и потребители, и поставщики.
«Все равно все шло к тому, что с 1 января 2025-го транзит российского газа через Украину прекратится. Конечно, к концу года что-то может измениться, но если нет, то контракт продлевать не будут, о чем в Киеве неоднократно говорили. Если сейчас прокачка через Суджу прекратится — это будет просто ускорение событий, которые с большой долей вероятности и так бы произошли.
Что же до потенциальных проблем с трубопроводами через Турцию, то я уверен, что Анкара постарается этого не допустить. Руководство Турции быстро отрезвит любого, кто попытается помешать транзиту газа через их страну. Турецкие политики — это не европейцы», — считает Сергей Пикин.
По последним данным, которые меняются с каждым часом, в ряде источников говорится, что украинские боевики заняли места вокруг Суджи. Либо это удивительное стечение обстоятельств, либо они изначально за этим и пришли. Но вопрос не в том, чего хочет Киев. Он в последние годы часто делает вещи, наносящие украинскому населению и экономике только вред. Вопрос в том хотят ли европейские потребители нового повода для взлета цен на спотовом рынке газа и поиска дополнительных поставок СПГ, которые обязательно ударят по кошельку Старого света.