Из-за введения украинских санкций в отношении ЛУКОЙЛа Венгрия и Словакия перестали получать российскую нефть транзитом через Украину. Пока найдено временное решение проблемы, но две страны возмущены и обратились в Еврокомиссию с просьбой разобраться. Впрочем, не исключено, что имеет место быть «политический торг».
Венгрия и Словакия, находящиеся в центре европейского континента, после начала российско-украинского конфликта и намерении Евросоюза отказаться от поставок российских энергоресурсов оказались в затруднительном положении. Если другие страны могли обеспечить себе поставки как нефти, так и газа через морские порты — для этих двух стран такая альтернатива затруднительна.
Поэтому Венгрия сразу встала на путь блокирования европейских санкций против России, опасаясь за свою энергетическую безопасность. В отношении поставок нефти, которые все-таки были запрещены Евросоюзом, Венгрия, Словакия, а также Чехия получили исключения: им разрешили продолжать закупать российскую нефть, которая поставляется по «южной» ветке нефтепровода «Дружба» через территорию Украины. Кроме того, им разрешили продолжать экспорт нефтепродуктов, полученных из российской нефти, в частности разрешение на поставки из Словакии в Чехию действует до 5 декабря 2024 года, а Венгрия и Словакия могут экспортировать нефтепродукты куда угодно при условии, что процент экспорта не превысит процент нефти нероссийского происхождения, смешанной с российской нефтью в качестве сырья для НПЗ.
В конце прошлой недели Венгрия и Словакия заявили, что прекратили получать нефть от ЛУКОЙЛа по нефтепроводу «Дружба».
«В настоящее время мы фиксируем отмену поставок российской нефти на словацкий НПЗ компанией ЛУКОЙЛ, которая, по имеющейся информации, внесена в расширенный украинский санкционный список»,
— заявил транспортный оператор Словакии агентство Transpetrol. В операторе добавили, что поставки нефти от других российских экспортеров «благополучно доходят».
В конце октября 2019 года ЛУКОЙЛ подписал контракт с венгерской MOL на поставку около 4 млн т нефти в год сроком на 5 лет. Отметим, что MOL принадлежат НПЗ как в Венгрии, так и в Словакии. ЛУКОЙЛ не указывал, идет ли речь о поставках нефти только в Венгрию или же речь о поставках в адрес MOL в целом.
В Венгрии MOL принадлежит Дунайский НПЗ мощностью 165 тыс. баррелей в сутки (8,1 млн т/год), в Словакии — Братиславский НПЗ производительностью 124 тыс. б/с (6,1 млн т/год). Таким образом, ЛУКОЙЛ мог покрывать около трети потребностей этих заводов в нефти.
Впрочем, согласно отчету MOL за 2023 год, компания старательно шла по пути диверсификации закупок нефти, пытаясь «гарантировать стабильное и достаточное предложение на рынке в основном регионе и соблюдать санкции ЕС».
«В течение 2023 года в рамках программы диверсификации сырой нефти на НПЗ в Словакии были успешно переработаны 6 новых видов нефти и их различных смесей объемом более 800 тыс. тонн. Постепенно наращивая переработку альтернативных сортов нефти, мы приближаемся к цели выполнения установленных санкциями правил экспорта продукции из российской нефти, а также к обеспечению энергетической безопасности региона в будущем»,
— говорится в документе. Компания заявляет о планах дальнейшей диверсификации.
MOL не заставила себя долго ждать — проблема сразу вышла на политический уровень. Министр экономики Словакии Дениса Сакова довольно быстро обратилась с вопросом к послу Украины Мирославу Кастрану.
«Я верю, что мы сможем решить эту проблему к взаимному удовлетворению»,
— заявила она по итогам переговоров.
В свою очередь глава МИД Венгрии Петер Сийярто обсудил этот вопрос с российским коллегой Сергеем Лавровым.
«Сейчас мы трудимся над выработкой юридического решения для возобновления поставок через территорию Белоруссии и Украины в Венгрию»,
— сказал он.
Премьер-министр Словакии Роберт Фицо позвонил главе правительства Украины Денису Шмыгалю и заявил, что Братислава «не намерена быть заложницей российско-украинских отношений». Кроме того, он намекнул, что Словакия может прекратить поставки дизтоплива на Украину, а речь идет о 10% потребления Киева.
По мнению замдиректора Института национальной энергетики Александра Фролова, Украина, наверное, сможет возместить эти объемы, но вопрос «очень тонок и неприятен», имея ввиду актуальность данного вида топлива.
«Пусть мне, пожалуйста, кто-то объяснит, что хорошего в санкциях против российской компании ЛУКОЙЛ, которые больше всего повредят Словакии, Венгрии, Украине и частично Чехии, но практически не коснутся ЛУКОЙЛа, потому что он разместит эту нефть на других рынках»,
— заявил Фицо. Кстати, через какое-то время информированный источник поведал журналистам, что ЛУКОЙЛ действительно перенаправляет свою нефть на другие маршруты.
В свою очередь глава «Нафтогаза Украины» Алексей Чернышев заявил, что транзит российской нефти через Украину в июле не менялся.
«Еще раз хочу заявить, что объемы нефти, проходящей транзитом, в июле такие же, как и в предыдущие периоды. Нефти ЛУКОЙЛа нет, но общий объем прежний»,
— подчеркнул он.
Сийярто подтвердил, что ситуацию удалось стабилизировать с помощью «временных решений», но в долгосрочной перспективе без ЛУКОЙЛа невозможно обеспечить безопасность поставок нефти в Венгрию и Словакию.
Вице-премьер РФ Александр Новак подтвердил, что поставки нефти в Венгрию и Словакию осуществляются, не уточнив, идет ли речь об экспорте по какому-то другому маршруту.
«Сейчас поставки осуществляются. Мы работаем над тем, чтобы они продолжались. И наши партнеры, которые получали нефть по „Дружбе“, продолжали ее получать»,
— подчеркнул Новак, добавив, что Венгрия, Словакия, Чехия «никогда не отказывались от этих объемов».
Теоретически, существует альтернативный маршрут поставок из Средиземного моря через Хорватию, который может снабжать нефтеперерабатывающие заводы MOL Group в Венгрии и Словакии поставками нефти по морю. Кроме того, считает Фролов, одним из вариантов решения проблемы может быть перенаправление ЛУКОЙЛом этих объемов другой компании, которая будет поставщиком нефти в адрес MOL.
Глава МИД Венгрии заявил, что «решение Украины довольно сильно ставит под угрозу нефтеснабжение Венгрии и Словакии в долгосрочной перспективе.
«Пока мы некоторыми временными решениями смогли стабилизировать поставки, сейчас это решено, но эти решения не будут работать даже в среднесрочной перспективе»,
— сказал Сийярто, удивленный тем, что ранее Венгрия «очень много раз помогала в разных формах Украине, чтобы сохранить в безопасности энергоснабжение даже в нынешних условиях». Поэтому, заметил он, решение Украины стало для Будапешта «ударом молнии».
Заметим, что Венгрия получает вполне ощутимые денежные выгоды от поставок российской нефти. Как говорится в отчете MOL, в 2022 году стоимость нефти Brent составила $81,3/баррель, а смеси Urals — $48,5/барр. В 2023 году эти цифры составили $77,6/барр. и $63,8/барр. соответственно.
Но венгерское правительство не осталось в стороне: с 1 января 2022 года правительство Венгрии ввело налог в размере 25% от спреда Brent/Ural, с августа ставка была увеличена до 40%, с 2023 года — до 95%, с апреля 2023 года — 95% за минусом $7,5/барр.
Не дождавшись ответа на эмоциональные заявления, европейские «изгои» перешли к активным действиям. Во-первых, была подана жалоба в Еврокомиссию. По мнению Сийярто, решение Украины «нарушает соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС, которое запрещает прерывать транзит энергоносителей». По его словам, Венгрия и Словакия совместно обратились в ЕК с просьбой начать процесс консультаций. Если же вопрос не будет решен, он может быть передан в арбитражный суд, что может повлиять на соглашения между ЕС и Украиной, подчеркнул Сийярто, заметив, что у ЕК есть три дня на проведение консультаций.
Однако в Евросоюзе заявили, что в такой ситуации только Евросоюз, представляемый Еврокомиссией, а не отдельными странами может предпринимать ответные действия. В ЕК также заявили, что угрозу дефицита нефти в Евросоюзе нет.
Но кроме официальных разбирательств Венгрия не избежала и политики, заявив, что будет продолжать блокировать выделение средств Украине из Европейского фонда мира до решения проблемы.
«Мы будем продолжать блокировать выделение средств из Европейского фонда мира до тех пор, пока Украина не решит проблему с ЛУКОЙЛом. [пока Украина не решит этот вопрос] всем следует забыть о выплате €6,5 млрд в качестве компенсации за передачу оружия из Европейского фонда мира. Как бы это выглядело, если бы мы внесли свой вклад в выплату 6,5 миллиардов евро, в то время как Украина угрожает безопасности наших энергопоставок?»,
— заявил Сийярто.
Он подчеркнул, что вопрос является принципиальным, и страна не торопится замещать ЛУКОЙЛ другим поставщиком.
«Что если завтра они сделают то же самое с другой компанией? Мы — государство. Это не рынок и не барахолка. Мы — государство, у которого есть контракты, энергоснабжение и стратегия по этому поводу. Надо не спешить, а действовать осторожно и спокойно, отдавая приоритет долгосрочной стратегии и долгосрочной энергетической безопасности»,
— отметил глава МИД Венгрии.
Отдельно стоит заметить, что одновременно Украина просит страны ЕС, в том числе Венгрию и Словакию о поставках электроэнергии.
«И Венгрия, и Словакия входят в тройку крупнейших поставщиков электроэнергии в Украину. На долю Венгрии приходится 15% от импорта энергии за первое полугодие, 25% — из Словакии и 25% идет со стороны Румынии. Объемы относительно невелики, крупным неоткуда взяться — поставки со стороны Европы вряд ли могут превышать порядка 2 ГВт в пересчет на установленную мощность, соответственно, поставки относительно невелики»,
— комментирует господин Фролов.
В среду, 25 июля ЕК рассмотрит жалобу обиженных стран.
Светлана Кристалинская