На довольно высоком уровне рынок удерживают две основные причины.
Во-первых, это сохранение потребности по текущим проектам отрасли. Изменение политической ситуации конечно оказало влияние на запуск крупных новых проектов: часть из них была приостановлена или перенесена на более поздний срок. Но при этом нельзя сказать, что отрасль остановилась: текущие стройки продолжаются, хотя и в меньшем объеме.
Вторая причина — рост спроса на арматуру взамен импортной, производители которой ушли с рынка. Уход иностранных игроков оказался на руку российским компаниям: для наших предприятий открылись возможности по расширению внутреннего рынка за счет замещения продукции компаний из США и Евросоюза. Последние несколько лет на рынке арматуростроения доля всех российских производителей колебалась в районе 40–45% от общего объема закупок. Около 20% принадлежало производителям из Китая, а остальную долю занимали западные иностранные производители, в основном это Германия, Италия и США. Причем им принадлежала доля наиболее интересной высокомаржинальной продукции, которая в основном поставлялась на технологические линии новых строящихся проектов.
В 2022 году с введением санкций приблизительно половина доли рынка, которую занимали компании из США и Евросоюза, распределилась между российскими и китайскими производителями. Это дало возможность отечественным компаниям сохранить свой объем производства.
2023 год для российских производителей уже не выглядит таким оптимистичным. По данным Научно-промышленной ассоциации арматуростроителей, на рынке есть рост производства трубопроводной арматуры и приводов в рублях и количестве, но из-за опережающей динамики роста курса доллара общий объем производства в долларах сократился по сравнению с 2022 годом. При этом по итогам 2023 года импорт трубопроводной арматуры в Россию составил $1284,0 млн, что выше показателей 2022 года на 16,9%. Доля китайских компаний в этой цифре составляет 57%, и по сравнению с 2022 годом они увеличили объем своих поставок в Россию в 1,5 раза. Получается, что у российских производителей есть довольно большие риски упустить свой шанс занять нишу, освободившуюся на рынке.
Причины как всегда две — деньги и сроки. Если говорить об объеме инвестиций, то здесь российский производитель сталкивается с проблемой окупаемости своих вложений. Запросы на сложную импортозамещающую арматуру обычно приходят в единичном количестве. Производитель не видит перспективу по общей потребности отрасли в данном продукте, и он либо отказывается от таких разработок, либо закладывает стоимость НИОКР в цену изделия. В итоге покупатель получает цену товара выше аналогичного предложения от тех же китайских производителей.
Помимо денежного вопроса, актуален и временной фактор. Продукт на объекте нужен уже сегодня, и заказчик не всегда готов ждать, пока государство определится с объемом финансовой поддержки, а производитель отработает у себя технологию выпуска нового продукта.
Например, в области переработки нефти и газа 2022 и 2023 годы стали периодом выстраивания взаимодействия между заказчиками, Минпромторгом и производителями оборудования. Ситуация здесь действительно острая, поскольку практически 80% арматуры, которая поставлялась на технологические линии переработки нефти, была иностранного производства, и в ближайшем будущем потребуется ее частичная или полная замена.
Стартовой точкой два года назад было полное отсутствие информации по общему перечню номенклатуры, которая требует импортозамещения. Производители-поставщики оборудования самостоятельно принимали решение об освоении той или иной продукции. У нас не было понимания ни по приоритетам, ни по объёмам потребности в специальной арматуре.
Вопрос долго висел в воздухе, и только в первом квартале этого года совместно с Минпромторгом и с участием всех ВИНКов был составлен общий перечень ключевых продуктов, которые требуют импортозамещения. В процессе этой работы был подтверждён спрос со стороны ВИНКов и сформированы дорожные карты с назначением ответственных заводов производителей специального оборудования. «ПензТяжПромАрматура», как завод-изготовитель, подключился к этой работе на первых этапах. Наиболее успешным кейсом можно назвать поставку двухходовых высокотемпературных кранов для установки замедленного коксования «Башнефти». Эти изделия были с нуля разработаны, изготовлены и испытаны на предприятии, установлены на объекте в период планового ремонта в конце 2023 года и уже более полугода успешно выполняют свои функции на объекте. Кроме данных кранов, на предприятии есть заказы на 4-ходовые переключающие краны для УЗК, а также ведутся разработки конструктивного решения по шиберным задвижкам для коксовых камер, регулирующим задвижкам для установок каталитического крекинга, шаровым кранам для установок выгрузки полиэтилена. Ряд из этих изделий уже запатентован.
Несмотря на явные позитивные сдвиги, часть вопросов сих пор так и осталась нерешенной.
Первый из них касается стандартизации оборудования. В этом направлении начал движение Институт нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ), который взял на себя инициативу по разработке новых отраслевых стандартов. Но в то же время остается открытым вопрос, подключатся ли к этому процессу все заказчики и все заводы-производители.
Вторая проблема связана с комплексным подходом к обслуживанию и замене оборудования. Для перерабатывающих предприятий остро стоит необходимость ремонта импортного оборудования, которое начало выходить из строя, но при этом еще не исчерпало весь срок своей службы.
Специалисты ПТПА предложили учесть эти проблемы в долгосрочном периоде и рассмотреть возможность сотрудничества в рамках определенного цикла, который начинается с реинжиниринга, поддержания в работоспособном состоянии действующей номенклатуры, а в дальнейшем — в изготовлении и замене данного оборудования на российского производителя.
Пока эту инициативу официально не поддержали ни Минпромтог, ни ИНТИ, ни ВИНКи. Ну и, пожалуй, самый сложный вопрос, на который пока нет ответа, это разработка собственной технологии. Большая часть лицензионных установок построена по западным технологиям. Пока не понятно, кто будет в дальнейшем отвечать в целом за работу, поскольку в этом вопросе пока не участвуют проектные институты, а заказчики пытаются его решить своими силами. Дело в том, что правильная логика выстраивания всего процесса должна начинаться с блока формирования требований и стандартов к технологии процесса переработки. И уже из него выделяется блок, который касается технических требований к оборудованию. А сейчас отрасль по сути начинает с конца — с ремонта и поддержания работоспособности уже установленной и работающей арматуры.
Такой ситуацией активно пользуются китайские производители. За счет государственной поддержки экспорта они могу себе позволить демпинговые цены даже в сегменте высокотехнологичной арматуры. Мы уже видим, как они зашли в ряд проектов по нефтепереработке.
При этом на сегодняшний день у российского производителя уже накоплен значительный опыт по разработке импортозамещающего оборудования. Мы сейчас собираем информацию сразу из нескольких источников: выезжаем на объекты, разбираем конструктивные решения конкурентов, ремонтируем иностранную арматуру и видим реальные проблемы изделий, из-за которых они выходят из строя. Наши инженеры готовы предложить для перерабатывающих предприятий максимально выгодное техническое решение с учетом реальных плюсов и минусов импортных аналогов.
Сейчас ответное слово за отраслью и государством, насколько они готовы поддержать отечественного производителя, а не просто наблюдать, как европейских поставщиков сменят компании из Азии.
Инна Щеглова, коммерческий директор «ПензТяжПромАрматура»