Рекордные значения температуры в южных областях РФ уже привели к отключениям света у домохозяйств и промышленных объектов. Нефтеперерабатывающие заводы, нефтепроводы, компрессорные станции и нефтехранилища работают пока штатно. Но нынешняя ситуация обнажает давно назревшую проблему.
Аномальная жара спровоцировала перебои с подачей энергии потребителям на юге России. С временными отключениями света столкнулись домохозяйства и промышленные объекты в ряде городов Ростовской области, Краснодарского края, в Крыму, Северной Осетии, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Дагестане.
В некоторых областях температура почти с начала июня по сегодняшний день держится в дневное время суток на отметке в +36 С. Нагрузка на электросети колоссальная. Значит ли это, что под ударом могут оказаться объекты, связанные с работой топливного рынка на юге России? Нефтепроводы, работающие за счет компрессорных станций, нефтеперерабатывающие заводы, АЗС — все они не могут работать без электричества. Да, можно использовать резервные источники питания, генераторы на дизеле. Но долго так продолжаться не может.
Насколько реальной угрозой для топливного рынка на юге РФ может оказаться аномальная жара? Как сегодня отрасль адаптируется к этой ситуации и что еще важнее, где во время сверхвысоких температур у нее наиболее уязвимые места, которыми надо заниматься заранее?
По сообщениям Минэнерго РФ, местных властей и ряда энергетических компаний, 16 июля на юге и востоке страны начались сбои в работе энергосистемы. Произошел отказ в работе генерирующего оборудования на Ростовской АЭС. Это спровоцировало временные ограничения на потребление электричества в южной энергосистеме России на 1,5 ГВт, поскольку нужно было обеспечить стабильность функционирования систем при повышенных температурах. Без света оказалось несколько миллионов потребителей (не только в Ростовской области). К вечеру 16 июля объем ограничений удалось сократить на 550 МВт.
17 июля в Минэнерго заявили, что привычные объемы поставок энергии возобновились. Однако как заявил замглавы Минэнерго РФ Евгений Грабчак, риски ввода графиков отключений энергоснабжения на юге России все еще остаются. По его словам, впервые за всю историю летний максимум потребления превысил традиционный зимний. Это значит, что в данный момент энергосистема в южных областях РФ работает на пределе своих возможностей.
Тут стоит добавить, что в ряде городов на юге страны отключения электроэнергии (речь идет о целых районах городов, а не кварталах) происходят уже несколько недель подряд, причем систематически — в пиковые моменты потребления электричества. Даже сейчас, после заявлений Минэнерго в ряде областей продолжаются сбои. Веерные отключения в некоторых городах продолжаются. К примеру, в АО «Донэнерго» уже ввело график временных отключений на территории Ростовской области.
Еще в начале июля этого года в некоторых южных регионах России местные власти приняли решение экономить, чтобы избежать перегрузки сетей. В первой половине месяца в Ростовской области для ряда промышленных предприятий ввели ограничения на поставки электричества.
Несмотря на все эти проблемы работа АЗС, нефтеперерабатывающих предприятий, как и коммуникаций (трубопроводы), обеспечивающих их непрерывное производство, идет пока в штатном режиме. К счастью, отключения электричества на важных объектах для топливного рынка на юге России никак не отражаются.
«Не слышал от коллег, в том числе из южных регионов РФ, ни одного случая, когда сильная жара серьезно помешала производству НПЗ или работе автозаправок. Не думаю что это сейчас какая-то критическая проблема. Могут быть некоторые сложности с доставкой топлива, но такие заминки в логистике, пусть и не часто, бывают в любое время года»,
— ответил на вопрос «НиК» о влиянии аномально высоких температур на рынок России глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.
Стоит добавить, что в этом и предыдущем месяце на юге РФ от НПЗ и других объектов, связанных с работой топливного рынка, не поступало сообщений об остановке предприятий из-за жары. За прошедшие два месяца проблемы с необходимостью срочного ремонта возникали на некоторых НПЗ (Афипинский завод в Краснодарском крае) или нефтебазах (нефтехранилище под Волгодонском, Ростовская область) только из-за ударов украинских БПЛА.
Важно отметить, что рост оптовых цен на топливо в России обусловлен не сложностями работы АЗС, НПЗ, нефтепроводов или логистикой в условиях сверхвысоких температур, а исключительно рыночными факторами.
В целом, можно сказать, что небывалая жара российскому топливному рынку вообще не помеха, как и нефтепереработке. Все объекты, которые связаны с отраслью, получали и будут получать электричество в привычном режиме.
«Насколько я знаю политику Минэнерго касательно энергетической безопасности, объекты энергоснабжения и топливоснабжения защищаются от возможных отключений. Топливные базы и НПЗ относятся к объектам стратегического значения. Тем более сейчас (когда идет СВО) и особенно на юге России. Все эти объекты веерные отключения если и затронут, то в самую последнюю очередь»,
— рассказал в комментарии для «НиК» главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.
Эксперт допустил, что при сильных нагрузках на сети на юге РФ могут пострадать из-за перебоев с электричеством промышленные предприятия. Однако компрессорных станций и нефтепроводов это не касается, ведь их остановка может привести к тяжелым последствиям и серьезным технологическим авариям.
«Если отключения продолжатся, то в моменте они будут затрагивать предприятия муниципального значения и, к сожалению, коммунальные предприятия, обеспечивающие поставку энергии населению. Но, в целом, проблема носит системный характер. Юг России энергодефицитен. Да, у него есть значительные генерирующие мощности, но уже несколько лет подряд прирост спроса на энергию растет непривычно большими темпами.
Раньше увеличение спроса на электроэнергию на юге РФ за год было 1-1,5%, а в последние годы это уже 2-3%. Это ставит перед нами задачу, которой уже давно не занимались, — увеличить мощности теплоэлектростанций, а в идеале даже построить новые. Можно также наладить переброску имеющихся мощностей на юг. К примеру, у Курской АЭС или у Воронежской АЭС есть возможность выработки дополнительной энергии. Но для этого нужны новые магистрали линии электропередач»,
— пояснил Алексей Громов.
Сейчас эти проблемы, (переброска энергии на юг РФ), похоже, встали в полный рост. По мнению главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов, совокупность факторов делает южные области России одними из наиболее быстрорастущих по населению. Есть и рост промышленных показателей. Все это в сумме увеличивает нагрузку на электросети, особенно в условиях аномальной жары. При этом инфраструктура на юге РФ не получала дополнительного развития. Модернизация и ремонт уже действующих объектов есть, но новых электростанций не строили уже давно.
Наступает момент, когда на юге РФ надо заниматься этим вопросом, пока проблема не усугубилась. Сейчас важные для работы топливного рынка объекты обеспечены энергией. Но, как отметил Громов, все равно нельзя считать нормальной ситуацией, когда в России — ведущей в мире энергетической державе — из-за высокой температуры происходят веерные отключения.
«В ЕС есть определенные ограничения по работе НПЗ при высоких температурах. Там, когда она немного выше +30°С, останавливается производство. У нас нет, поскольку в РФ объекты нефтепереработки строятся с расчетом на более высокие температуры.
Что касается логистики, то я пока не сталкивался с проблемами из-за аномальной жары, но это не значит, что они не появятся в будущем, если высокая температура будет устойчивой. Готовиться к таким, потенциальным проблемам с доставкой надо уже сегодня»,
— заключил Алексей Громов.
Илья Круглей