Posted 11 июля, 14:25
Published 11 июля, 14:25
Modified 11 июля, 14:27
Updated 11 июля, 14:27
По данным агентства Reuters, более 1000 грузовиков ежедневно перевозят 200 тыс. б/с нефти по сниженным ценам из Курдистана в Иран и, в меньшей степени, в Турцию. Эти поставки приносят $200 млн дохода в месяц.
Вся добыча региона составляет 375 тыс. б/с, из которых 200 тыс. перевозится грузовиками в Иран и Турцию, а остальное перерабатывается на месте. Стоит эта нелегальная нефть от $30 до $40 за баррель.
Большая часть добычи нефти в Курдистане контролируется восемью международными компаниями — DNO ASA, Genel Energy, Gulf Keystone Petroleum, ShaMaran Petroleum, HKN Energy, WesternZagros, MOL's, американской Hunt Oil. Судя по всему, они получают хорошую прибыль, и их совершенно не смущает тот факт, что они нарушают санкции США в отношении Ирана, куда идет большая часть контрабандной нефти.
В иранских портах она загружается на суда в Персидском заливе или перевозится бензовозами в Афганистан и Пакистан, утверждает агентство.
До 2023 года Курдистан отправлял 450 тыс. б/с по официальному ирако-турецкому трубопроводу (ITP), идущему от иракского нефтяного города Киркук до турецкого порта Джейхан. Но в марте прошлого года нефтепровод был остановлен из-за претензий Багдада к Эрбилю и Анкаре относительно неподконтрольности властям Ирака поставок из автономного региона. На сторону Багдада встал арбитраж Международной торговой палаты, Турция решению подчинилась и перестала брать нефть из ITP. С тех пор идут переговоры между добывающими компаниями, работающими в Курдистане, властями региона и властями Ирака. Только вот пока все анонсы о скором возобновлении работы трубопровода остаются анонсами. Возможно, в том числе и из-за требования Багдада к Анкаре компенсировать поставки за несколько лет бесконтрольного экспорта. Штраф наложен на Турцию, а та, вероятно, платить не спешит. Также причиной могут быть разногласия непосредственно Багдада и Эрбиля, так как Курдистан требует обещанных инвестиций в нефтедобычу и транспортировку взамен на возобновление экспорта.
А в настоящее время без контрабанды не может жить сам Курдистан, для которого добыча нефти — это основной источник дохода. Одновременно неофициальный экспорт является причиной, по которой Ирак не в состоянии придерживаться согласованных с ОПЕК+ сокращений.