С 1 июля 2024 года Анкара повысила стоимость прохода морского транспорта на 15%, до $5,07 за тонну грузов. По Конвенции Монтрё Босфор и Дарданеллы являются свободными для торговых кораблей, а плата взимается Турцией лишь за оплату услуг. Впрочем, от этих юридических тонкостей суть не меняется: провозить товары через эти морские артерии стало дороже. Более того, с 2022 года транзит через проливы стал дороже в шесть раз.
Эксперты из логистических компаний рассказали РИА Новости, что подорожание прохода через Босфор и Дарданеллы в первую очередь может привести к росту цен на товары, которые доставляются этим путем. Они не видят перспектив для снижения объема транзита грузов.
В то же время глава «Скиф-Карго» Михаил Коптев заметил, что рост сборов за пересечение проливов способен спровоцировать увеличение цены страховок и размера портовых сборов, а также других логистических услуг.
Напомним, что Босфор и Дарданеллы — проливы между Черным и Средиземным морем — играют важную роль для экспорта российской нефти, нефтепродуктов, минеральных удобрений, которые отправляются из черноморских портов РФ. Например, из новороссийского порта в 2023 году на экспортные рынки ушло 30 млн т нефти.