Posted 5 июля, 09:47
Published 5 июля, 09:47
Modified 5 июля, 09:49
Updated 5 июля, 09:49
За последние годы руководство США, как и бизнес, наобещали мировому рынку СПГ появление новых огромных мощностей. Однако чем ближе 2025-й, после которого должны вводиться в строй новые объекты, тем больше многие компании отстают от графика.
Запаздывание настолько очевидное, что в Международном газовом союзе (IGU, МГС) уже открыто говорят, о возможной задержке ввода новых СПГ-заводов с общей мощностью в 70 млн т сжиженного газа. Это очень солидный объем. Для сравнения: в 2022-м США экспортировали, по данным WoodMac, почти 76 млн т СПГ.
Против США никто санкции не вводил, логистику для строящихся и модернизирующихся СПГ-заводов не прерывал, новой пандемии нет. Клиентов тоже хватает, спрос растет в Азии, Европа, учитывая отказ от углеводородов из РФ, тоже будет потреблять все больше СПГ.
Как же так вышло, что компании в Америке пророчили, по сути, удвоение экспортных мощностей в ближайшие годы, а теперь многие организации говорят, что этого может и не произойти?
Темп прироста производства СПГ у Штатов в последние годы весьма хороший. По данным Управления энергетической информации США (EIA) при Минэнерго, поставки сжиженного газа из Америки в другие страны в 2024 году увеличатся на 2%, а в 2025-м уже на 18%.
Такой рывок обусловлен тем, что до конца 2024-го в стране не введут в эксплуатацию ни одного нового СПГ-завода, а вот с осени 2025-го заработают Plaquemines LNG Phase I компании Venture Global и Corpus Christi Stage 3 компании Cheniere. Еще должен запуститься Golden Pass LNG — совместный проект QatarEnergy и Exxon. Правда, точные даты пока неизвестны.
В данный момент в Техасе и Луизиане строятся пять СПГ-заводов суммарной мощностью 86,6 млн т СПГ в год. Есть еще 16 заводов на всей территории США, которые пока на стадии проектирования.
Казалось бы, все отлично, перспективы хорошие. Но проект Golden Pass LNG не просто так молчит о конкретной дате запуска. Работы на нем приостановлены, поскольку главный подрядчик уже превысил изначальный бюджет в $2,4 млрд, да еще и подал заявление о банкротстве.
Пока найдется его замена, пока новый подрядчик разберется с документацией и возобновит работы, уйдет время. Сколько? Никто этого не скажет. Бюрократия штука опасная. Особенно в США, где если речь идет об углеводородах, а у власти президент, проталкивающий «зеленую» политику, а нефтегазовые компании всегда «под прицелом».
Sempra LNG тоже решила заменить подрядчика для расширения своего СПГ-завода Cameron LNG, чтобы снизить затраты, а еще сократила долю в проекте Port Arthur LNG из-за более высоких затрат на строительство.
Причин отставания от графика много. В Reuters говорят, что это происходит из-за нехватки высококвалифицированных кадров, роста инфляции в США, что в сумме отпугивает инвесторов от проектов.
Аналитики из Gulf Coast Industrial Group (штаб-квартира во Флориде) сообщают, что подрядчики в строящихся СПГ-проектах в США за три года увеличили зарплату рабочим на 20%. В отдельных случаях приходится выплачивать суточные, чтобы удержать их.
Это подтверждают и данные Бюро труда и статистики США, где говорится, что заработная плата строителей в секторе нефте- и газопроводов в Луизиане, где строится множество новых СПГ-заводов, выросла на 19% в 2023 году по сравнению с 2022-м.
Санкции США против российского проекта по сжижению и экспорту газа «Арктик СПГ 2», которые Вашингтон усиливает последние полтора года, вполне логичны. Убрать «грязным методом» конкурента с мирового рынка СПГ? Без проблем. Вашингтону такие приемы не в новинку. Все логично, американские проекты, пользуясь ситуацией, быстро наращивают мощности и занимают нишу на мировом рынке, пока там не появился новый российский СПГ. Только вот от Белого дома досталось проектам не только в РФ, но и в самих Штатах.
В начале этого года президент США Джо Байден заявил, что приостановит процесс одобрения новых контрактов на экспорт СПГ. Объяснил он такое решение «ситуацией с климатическими изменениями». отметим. Этот запрет на вышеперечисленные проекты не распространяется: они уже начали стройку, то есть разрешения уже получены.
Но создается такое впечатление, что пожилой человек из Белого дома перестал разбираться в том, где свои, а где чужие, поэтому «стреляет» в любую сторону, откуда услышит «СПГ».
Но если серьезно, то игры в энергопереход довели Байдена до ситуации, когда после многократных обещаний и предложенного Закона о снижении инфляции он вынужден следовать «зеленым» курсом, даже если это невыгодно американскому бизнесу.
Бизнес, правда, защищается: на этой неделе федеральный суд в Луизиане по иску 16 нефтегазовых штатов вынес решение, что запрет на выдачу новых разрешений неконституционен, и постановил его отменить. Тем не менее новые проекты — это вопрос перспективы нескольких лет, если не десятилетий, а европейским покупателям газ нужен сейчас, с тех проектов Venture и Cheniere, запуск которых обещан в ближайшие месяцы.
Не исключено, что Белый дом не хочет слишком уж быстрого и сильного роста экспорта СПГ по внутриполитическим причинам. Неважно, что продажи СПГ за рубеж в Штатах идут через массу посредников. Все равно, чем больше газа из США будет уходить на экспорт, тем больше его цена на внутреннем рынке будет привязываться к общемировым (а они явно выше, чем привык потребитель в Штатах). Так что «зеленая» повестка Байдена — это, возможно, лишь прикрытие.
Запрет на выдачу новых лицензий попросту пугает инвесторов для СПГ-проектов, а проекты в принципе начинают реализовывать, только когда находится достаточное число инвесторов и покупателей, готовых заключить долгосрочные контракты на поставку с будущего производства заранее.
При этом сами подрядчики, как считают в Poten&Partners, готовятся увеличивать свои ценники еще сильнее. За счет перехода на менее рискованную модель, суть которой — использовать в контракте больше элементов, возмещающих фактические затраты, понесенные в ходе реализации проектов.
«Подрядчики EPC, возможно, теперь учитывают увеличение на 30-40% своих единовременных контрактов „под ключ“,
— отметили в Poten&Partners.
Как бы не дошло до ситуации, при которой контракты на поставку СПГ будут разрываться, а трейдеры, нефтегазовые компании и другие покупатели сжиженного газа в США начнут искать новых поставщиков. К примеру, у Sempra LNG, которая сейчас меняет подрядчика для проекта расширения Cameron LNG, есть необязывающий договор с Aramco Services Company о поставке в течение 20 лет по 5 млн т СПГ ежегодно. Что будет, если ближневосточная компания, видя торможение в американском проекте, махнет рукой и решит заключить такой же контракт, скажем, с Катаром? Теоретически это возможно — практически маловероятно, говорят эксперты.
Как рассказал в беседе с «НиК» заместитель гендиректора ФНЭБ Алексей Гривач, Катар не сможет занять это место. Во-первых, его проекты во многом завязаны на американцев, которые выступают технологическими и коммерческими партнерами расширения. Во-вторых, СПГ — это такой рынок, где все, что произвели, то и потребили. Если же какие-то объемы не будут востребованы, как это было в 2020 году во время ковидных ограничений, то это будет финансовой проблемой покупателей газа, а не американских заводов СПГ, которые получат фиксированную плату за сжижение в любом случае.
Кроме того, Катар планирует начать ввод новых мощностей только в 2026–2027 годах, если не будет никаких задержек, характерных для многих крупных СПГ-проектов.
«Но запаздывание у США действительно есть. И оно может оказать негативное влияние не только на инвесторов этих проектов, но и на покупателей, которые не получат в срок объемы. В то же время геополитически для США это не риск, а, скорее, инструмент воздействия на рынок.
Фактически именно Штаты теперь будут определять предложение СПГ. И, соответственно, решать, будет на рынке дефицит и взлет цен или профицит и падение, которое будет бить по более незащищенным финансово экспортерам»,
— резюмировал Алексей Гривач.
Илья Круглей