Posted 4 июля, 11:32
Published 4 июля, 11:32
Modified 4 июля, 11:34
Updated 4 июля, 11:34
С 1 июля стоимость газа для потребителей и предприятий повысилась. На этот раз речь идет не об очередной европейской стране, где госрегуляторы с пугающим постоянством это делают в последние три года. Речь идет о России.
В ЕС, конечно, продолжают соблюдать эту «добрую традицию», к примеру, во Франции стоимость голубого топлива с 1 июля увеличилась на 11,7%. На очереди и другие государства Старого Света. Но на этот раз позлорадствовать над ними, держа в руках собственный счет за газ, не получится. Разумеется, голубое топливо в РФ не дороже, чем во Франции или Германии. Но ценник все же пополз вверх. И связано это, кстати, в том числе и с происходящим в Европе.
Цена на газ в Российской Федерации увеличилась с 1 июля на 11,2% для всех потребителей, включая население. Тут, правда, надо сразу оговориться, что увеличился в цене не только газ. 1 июля для законодателей в РФ — это, по сути, вторая по значимости дата после 1 января. Многие законы вступают в силу именно по истечению первого полугодия.
На этот раз было решено поднять с 1 июля вообще все тарифы за ЖКХ, т. е. увеличение стоимости газа — это не единственный рост. Совокупный платеж за жилищно-коммунальные услуги, включая тепло-, водоснабжение, водоотведение, доли расходов на электро- и газоснабжение, увеличился в среднем по стране на почти 10%. Кроме роста тарифов на газ, увеличились платежки для населения и за электроэнергию (на 8%, впрочем, многое зависит от регионов). Горячая вода и водоотвод подорожают на 11–14% Есть даже сообщения о том, что вырастут тарифы на связь.
Однако рост цены газа для домохозяйств и предприятий в РФ — это, пожалуй, самый неприятный момент, особенно для страны, которая голубое топливо добывает и экспортирует в огромных масштабах. Хуже всего, что рост на 11,2% — это не начало и тем более не конец. Тарифы ЖКХ повышают раз в год много лет, раз в полгода сделали это в 2022 году — перенесли с июля 2023 года на декабрь 2022 года. И вот снова, и, по планам властей, в середине 2025-го ценник вырастет опять для всех категорий потребителей еще на 8,2%.
Цены на газ продолжат расти выше инфляции. Да, в 2026 году предполагается, что стоимость голубого топлива снова вернется к параметрам инфляции. Но все же тенденция тревожная. Ценник растет, хотя добыча газа в стране с 2024-го восстанавливается. С января этого года по апрель она выросла на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го, до почти 253 млрд кубометров. В мае «Газпром» увеличил производство газа до 33,4 млрд кубометров. Выходит, за месяц в годовом сравнении добыча выросла на 15,6%. Продолжается газификация страны. Есть также рост экспорта газа в Европу и страны Средней Азии (в первую очередь, в Узбекистан).
Конечно, Россия потеряла большие экспортные мощности, но раз добыча газа восстанавливается, то в отрасли страны, видимо, не все так плохо. Почему тогда такой рост тарифов?
В первую очередь, нельзя со счетов списывать тот факт, что индексация не проводилась целых полтора года — в 2023 году планируемое повышение заморозили, а точнее, просто дважды повысили в 2022 году. В этом случае увеличение стоимости тарифов за ЖКХ, включая оплату газа, для коммунальщиков выглядит логичным с точки зрения поставщиков.
Как отметил в комментарии для «НиК» директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, формально решение принимают госрегуляторы. Именно поэтому рост тарифов официально как бы и не связан с потерей экспортных мощностей, а объясняется инфляционным ростом и издержками. Последние, безусловно, действительно в газовой отрасли РФ есть.
«В предыдущие годы рост тарифов на голубое топливо часто сдерживался, чтобы не превышать инфляцию, а иногда был явно ниже нее. Сегодня проявил себя в определенном смысле отложенный эффект, который комбинируется с инфляцией издержек.
„Газпром“ обосновывает это еще и убыточностью поставок в отдаленные регионы, что, по экспертным оценкам, действительно так. Но и сам расчет тарифов непрозрачный, особенно из-за транспортной составляющей. По этой причине вопросы к необоснованности роста тарифов остаются, по крайней мере, до тех пор, пока присутствует такая непрозрачность.
Экономические обоснования увеличения стоимости за счет роста издержек поставок потребителю внутри РФ наверняка есть. Но, конечно, в общей экономике газовой отрасли есть потеря сверхдоходов экспорта. Они позволяли держать цены на газ в отдельных регионах России даже в убыток поставщику. Сейчас, учитывая резкое ухудшение финансовых возможностей „Газпрома“, он этого себе позволить не может»,
— пояснил эксперт.
До 2022-го «Газпром» в среднем поставлял на европейский рынок около 150 млрд кубометров в год. Сейчас хорошо если эта отметка хотя бы превзойдет 30 млрд куб. м. Да, есть рост поставок СПГ, но в натуральном выражении это не такие уж большие объемы (примерно 31 млн тонн сжиженного газа).
«Сила Сибири» еще не вышла на полную мощность. Рынок КНР пока что далек по объемам от европейского рынка сбыта для РФ. Плановое увеличение поставок в Китай наблюдается: в 2023 году было 22 млрд кубометров, в 2024-м будет примерно 30 млрд кубометров. Но это далеко от тех досанкционных поставок в 150 млрд кубов газа для Старого Света. Не компенсирует это и новый контракт на поставку в Узбекистан в объеме 11 млрд в год (который начнет исполняться, скорее всего, с 2025 года). Также есть перспективы поставок еще и в Казахстан, но там объемы вряд ли сильно будут отличаться от тех, что идут в сторону Ташкента.
Даже если Россия в полном объеме будет заменять объемы, которые должны экспортировать Казахстан и Узбекистан (примерно по 10 млрд кубометров в год), это все равно не заменит утрату европейских покупателей.
Проблема в том, что «Газпрому» не только объем полностью компенсировать не получается, но и премиальность новых рынков не та, что в случае с покупателями из ЕС. Логистическое плечо выходит дороже (если в виде СПГ), либо вообще не имеет нужных объемов («Сила Сибири» работает не на полную мощность, а о «Силе Сибири 2» еще только договариваются).
Бросить весь добываемый газ, который должен был бы попасть на экспорт, на регазификацию, т. е. компенсировать потерю европейского рынка за счет поставок СПГ, тоже не получится. У РФ нет нужного объема газовозов, чтобы даже «Арктик СПГ 2» НОВАТЭКа, который недавно заработал, мог отгружать углеводороды. Географическое положение многих месторождений не позволяет весь этот газ доставлять к берегу для отгрузки на экспорт, а главное, СПГ-терминалов такой мощности в стране тоже нет.
Выходит, потеря премиального рынка в ЕС, отложенный эффект с индексацией услуг за ЖКХ в России, как и рост затрат (хотя и крайне непрозрачный) на транспортировку газа внутри РФ — все это в сумме сделало рост тарифов на газ для россиян неизбежным.
Возможно, в будущем, если РФ сможет выстроить новые цепочки поставок СПГ, а также нарастит прокачку трубопроводного газа в Среднюю Азию и Китай, доходы «Газпрома» позволят не так активно «лезть в кошелек» российскому потребителю. Но произойдет это, вероятно, не в ближайший год или два. Да и платить в Азии за российский газ не привыкли столько, сколько в Европе.
Сможет ли «Газпром» вообще в таких условиях спокойно работать дальше, не повышая тарифы для населения РФ? Точно на этот вопрос смогут ответить лишь бухгалтеры самой компании и те, кто знает, каким образом и куда тратились деньги, полученные в «тучные годы», когда «Газпром» получал сверхдоходы на европейском рынке, но почему-то СПГ-заводы на них не строил.
Илья Круглей