Posted 3 июля, 08:39
Published 3 июля, 08:39
Modified 3 июля, 08:41
Updated 3 июля, 08:41
С 1 июля этого года вступил в силу федеральный закон № 398-ФЗ от 31 июля 2023 года, суть которого — привлечение к уголовной ответственности, вплоть до лишения свободы на срок до семи лет, за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов.
Для нефтегазовой отрасли этот закон примечателен тем, что он де-юре может распространяться на владельцев нефтеперерабатывающих заводов, которые украинские БПЛА в этому году активно атакуют и порой (как в марте 2024-го) весьма успешно.
Автором этой инициативы выступили глава думского комитета по информационной политике Александр Хинштейн, а также председатель комитета по безопасности Василий Пискарев. Госдума приняла этот законопроект 25 июля в прошлом году, Совфед одобрил 28 июля в 2024-м, а президент РФ подписал 31 июля.
По словам Хинштейна, такая уголовная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов «будет иметь серьезное профилактическое значение».
В целом, идея закона имеет свою вполне адекватную логическую цепочку. Террорист, устроивший диверсию, — виновен. С этим все согласны, и есть законы, которые к ответственности его привлекают. Но в совершении теракта иногда бывает виновен не только исполнитель, но и тот, кто по халатности или из-за пренебрежения к вопросам безопасности это допустил, хотя должен был предотвратить, руководствуясь прописанными в законах правилами. Такое тоже бывает.
В ходе проведения СВО со стороны Украины подобные теракты и диверсии не раз проводились. В случае, скажем, с их атакой в приграничных селах Сушаны и Любечане, в результате чего погибли два человека, а один ребенок получил ранения, действительно есть смысл искать виновных среди тех, кто не обеспечил защиту населения.
Но как быть с нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ), на которые регулярно совершаются налеты украинских беспилотников? Это ведь тоже расценивается как теракт. Среди таких атак, кстати, были случаи, когда присутствовали жертвы.
Согласно документу (это Федеральный закон N 398-ФЗ от 31 июля 2023 года), уголовная ответственность наступает, если виновника уже наказывали штрафами за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов или территорий два раза и больше в течение 180 дней.
Под эти условия можно смело «подогнать» НПЗ в Ростовской области, Краснодарском крае и нескольких других областях РФ, где украинские дроны умудрялись нанести ущерб инфраструктуре, вызвать пожар и даже привести к нескольким смертям сотрудников на предприятиях.
В документе сказано, что если в результате подобных действий (теракта) причинен тяжкий вред здоровью или крупный ущерб (более 1 млн рублей), то грозит штраф до 80 тыс. рублей, ограничение или лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности.
Возьмем в пример Ильский НПЗ в Краснодарском крае. В конце мая дроны, атаковавшие объект, были обезврежены. Но в начале мая аналогичные нападения привели к пожару резервуара с нефтепродуктами, причем это произошло дважды — 4 и 5 мая. Выходит, предприятие, точнее его руководство, должно понести уголовную ответственность? Но ведь задача НПЗ — заниматься развитием переработки нефти, а не разработкой, производством и установкой вооружений, способных уничтожать БПЛА.
Других примеров такого же характера множество. Атаки совершались на Нижегородский, Новошахтинский, Рязанский, Куйбышевский и Сызранский НПЗ. Мало того, что предприятия несут убытки, уходя на ремонт (что, кстати, не очень хорошо для экспорта топлива, да и для внутреннего рынка РФ тоже), они теперь должны еще и платить штрафы, а кто-то из руководства предприятий — сесть в тюрьму?
В крупных организациях, независимо от формы собственности, в соответствии с законами РФ всегда существовала должность ответственного за антитеррористическую защищенность. По профстандарту это должен быть «Специалист по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории)» (Приказ Минтруда РФ от 27.04.2023 № 374Н). В организациях, где работает больше 100 человек, должны существовать даже целые антитеррористические группы.
Ответственный (или группа) за антитеррор должен уметь проводить мероприятия по антитеррору, знать, как обеспечивать безопасность при ЧС, коммуницировать с органами безопасности. План по обеспечению антитеррористической защищенности какого-лиюбо места или организации составляется максимум на год.
Если сильно упростить, для каждого типа объектов есть список обязательных антитеррористических мероприятий и свой срок действия паспорта безопасности (1-5 лет). При этом в план по обеспечению защищенности объекта входят «всевозможные мероприятия по оснащению здания средствами защиты, обучению персонала и информированию посетителей».
Если перенести эти правила на пример с атаками украинских БПЛА на российские НПЗ, то получается, что нефтеперерабатывающие предприятия, чтобы предотвратить теракт и не сесть за несоблюдение правил, должны «оснастить здания средствами защиты». А какая сегодня защита против дронов работает?
Ставить на предприятии средства ПВО или ПРО нелогично. При подрыве БПЛА зенитно-ракетным комплексом над территорией нефтеперерабатывающего завода попросту разлетится множество осколков, которые и станут причиной возгорания горюче-смазочных материалов. Держать на предприятии несколько десятков бойцов с портативными средствами средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) вроде антидронных ружей? К сожалению, таких средств защиты, как показывает практика, недостаточно.
В идеале это должны быть целые установки РЭБ, причем которые будут давить все частоты, на которых летают БПЛА. Беспилотник вообще не должен оказаться вблизи НПЗ, т. е. должен быть создан периметр. Большой. Километров на 5 в диаметре. Потому как некоторые дроны используют частоты 5G, получаемые от спутников США (большая благодарность Илону Маску). Более того, они могут даже после отключения планировать на расстояние в 1-2 км. В идеале нужна еще и кооперация с военными РФ в плане радарной разведки, т. е. надо знать, с какой стороны летят эти дроны и в каком количестве.
«Чтобы защита действительно работала, нужно круглосуточное наблюдение за воздушным пространством. Для этого на месте должны работать радиолокационные станции, причем их охват, как и мощность установки, должны соответствовать территории НПЗ, которую они призваны прикрывать. Разумеется, по периметру должны функционировать и установки РЭБ. Должен быть „купол“.
Вовсе не значит, что с принятием такого закона всех поголовно начнут штрафовать и сажать. Прямо сейчас массированно защитить крупные НПЗ в России именно таким способом не получится. На данный момент у гражданских предприятий нет технической возможности все это организовать (закупить станции, найти персонал, который может ими управлять и т. п.)»,
— рассказал в комментарии для «НиК» военный журналист, военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин.
Однако, по его мнению, это не значит, что такую задачу нельзя будет выполнить через какое-то время. Никто не мешает пользоваться услугами различных ЧВК. В Африке такие бойцы охраняют некоторые добычные объекты. В других странах тоже распространена практика привлечения частных военных компаний для охраны объектов.
«Вполне вероятно, что закон просто подготовили заранее, а теперь начнут постепенно заниматься организацией технической возможности выполнения такого рода защиты»,
— считает эксперт.
Что в итоге окажется дешевле (даже если отбросить вопрос об уголовном наказании)? Починить НПЗ после очередной атаки или закупить все эти установки и найти людей, способных с ними работать? Ответа не будет, поскольку ущерб от налетов БПЛА каждый раз разный, да и заводы все разные. Однако тот факт, что защита нужна, причем заниматься ей надо в массовом порядке, стал очевиден для всех. Вопрос лишь за чей счет.
Илья Круглей