Posted 24 июня, 10:50

Published 24 июня, 10:50

Modified 24 июня, 10:52

Updated 24 июня, 10:52

СПГ-танкер

Российский СПГ для Вьетнама — неуместные амбиции или жесткая необходимость?

24 июня 2024, 10:50
СПГ-танкер

Алексей Громов: У поставок СПГ во Вьетнам есть хороший потенциал

Россия намерена поставлять во Вьетнам СПГ, спрос на который у Ханоя будет расти до 2030 года. Насколько интересен газовый рынок южноазиатской страны для поставщиков СПГ из России, и смогут ли компании найти свободные мощности по регазификации, как и транспорт, для экспорта во Вьетнам?

В ходе визита во Вьетнам президент РФ Владимир Путин заявил, что НОВАТЭК намерен развернуть проекты по сжижению газа в азиатской стране. В интервью для центрального печатного органа компартии Вьетнама «Нян зан» он так же добавил, что в этом государстве уже работает «Газпром» (ведет добычу газа).

Есть перспективы и в сотрудничестве касаемо атомной энергетики. Путин сообщил, что стороны изучают и реализуют инициативу по созданию Центра ядерных наук и технологий во Вьетнаме при поддержке российской группы «Росатом».

Насколько интересен вьетнамский рынок энергоносителей для РФ и в состоянии ли нефтегазовый сектор предложить нужные южноазиатской стране объемы в нынешних реалиях?

Газовый аппетит Вьетнама

Огромную долю в выработке энергии южноазиатской страны играет уголь. Из-за аномальной жары в последние годы его нехватка неоднократно провоцировала перебои с поставками электричества, поэтому государство в 2024 году увеличило его импорт. Только за I квартал закупки угля увеличились в 2 раза. По данным Министерством промышленности и торговли Вьетнама, спрос на уголь в стране составит около 94-97 млн т в 2025 году и достигнет максимума в 125-127 млн т в 2030 году.

Однако после 2030-го спрос на уголь станет уменьшаться. Произойдет это не потому, что населения в стране станет меньше или производственные мощности упадут, а по причине газификации, которую правительство уже давно старается реализовать.

В декабре 2023-го в национальной стратегии развития энергетики Вьетнама до 2030 года Политбюро ЦК КПВ поставило новую задачу развития газовой промышленности. Суть плана — за счет импорта СПГ (частично за счет добычи на шельфе в бассейне Малайтхо Чу, которую планируют начать в 2026 году в объеме 13 млн кубометров в сутки) и новых газопроводов в стране нарастить долю газа в выработке электроэнергии.

Политики еще до этого (летом 2023-го) утвердили резолюцию № 893/QD-TTg, одобряющую генеральный план развития национальной энергетики на период 2021–2030 годов. Согласно этому плану, страна должна будет увеличить импортные мощности по сжиженному природному газу до 15,7-18,2 млрд в год к 2030 году.

Это неплохой рост, учитывая нынешние объемы потребления. У страны сейчас есть два СПГ-терминала. Один из них — Cai Mep — расположен в южной провинции Бариа-Вунгтау на юге Вьетнама и способен импортировать 3 млн т СПГ в год. Другой — Thi Vai — способен принимать 1 млн т в год, однако мощность планируют увеличить до 3 млн т в год.

Оба терминала новые. Принимает партии СПГ пока что только Thi Vai, который после регазификации направляет голубое топливо по трубопроводам двум газовым электростанциям общей мощностью 1,5 ГВт (проект реализуется совместным предприятием Samsung C&T Corp и PTSC).

Даже если прямо сейчас начнет на полную мощность работать Cai Mep и нарастит мощность Thi Vai, Вьетнам сможет импортировать около 6 млн т СПГ в год. Выходит, к 2030 году, согласно плану правительства, страна увеличит техническую способность приема СПГ в пять раз.

Стратегия вполне логичная, поскольку страна с населением в 100 млн человек более чем удвоит свои мощности по производству энергии (преимущественно за счет газовых электростанций) до 150 ГВт к 2030 году. Для сравнения: в 2020-м показатель был 69 ГВт.

Найдется ли СПГ и транспорт у России?

Еще в октябре 2022 года глава НОВАТЭК Леонид Михельсон заявлял, что компания изучает возможность поставок СПГ во Вьетнам, которые необходимы последнему для удовлетворения нужд новых электростанций. Он тогда же отмечал, что у PetroVietnam падает собственная добыча, а есть электростанция, которая в одиночку потребляет целый миллиард кубометров газа в год (около 0,9 млн т СПГ). Глава НОВАТЭКа даже говорил об изучении строительства нового СПГ-терминала во Вьетнаме.

Увы, но вовремя визита Путина в эту страну деталей о новом СПГ-терминале, который могла бы построить российская компания, ничего сказано не было. Причины вполне очевидны. Во-первых, у российских компаний нет полного спектра технологий и оборудования, чтобы без партнеров из Европы и Северной Америки (которые теперь дистанцируются от РФ из-за санкций) построить терминал самостоятельно. Во-вторых, у проекта «Арктик СПГ 2» до сих пор нет газовозов, чтобы отправлять СПГ на экспорт.

Впрочем, как отметил в комментарии для «НиК» директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов, на перспективы вьетнамского рынка для России надо смотреть с учетом постоянного ухудшения на европейском рынке. Сегодня основные российские проекты, в первую очередь «Ямал СПГ», ориентированы на страны Евросоюза. Однако в 14-м пакете санкций против РФ в Европе уже принят запрет на перевалку сжиженного газа в портах Старого Света, т. е. мы не сможем реэкспортировать СПГ из этих морских гаваней.

«Очевидно, что следующим шагом, когда с 2025 года на мировом рынке добавятся дополнительные экспортные мощности СПГ за счет появления новых терминалов в ряде стран, ЕС вообще введет эмбарго на российский сжиженный газ.
В этой ситуации Москве сегодня надо продумывать, куда можно направить уже существующие мощности РФ, что сейчас идут в западном направлении»,

— рассказал главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.

Эксперт подчеркнул, что кроме Европы основной рост спроса на СПГ будет у Азии, этим надо пользоваться. Другое дело, что логистика станет для РФ более сложной. Одно дело — поставлять сжиженный газ по привлекательным для продавца ценам в страны ЕС по короткому логистическому плечу, а совсем другое — через Суэцкий канал в Азию. Рентабельность таких поставок будет сильно ниже.

«Но если уж мы говорим о перспективе, то потенциал есть и хороший. С 2026 года, если верить представителям Севморпути, по этому маршруту начнется круглогодичная навигация. Если будет необходимое число ледокольных судов, то торговля с Азией у РФ станет более интенсивной. В этом свете поставки СПГ во Вьетнам, опять-таки учитывая потенциальные проблемы на европейском рынке, кажутся более чем актуальными.
График реализации потенциальных СПГ-проектов в РФ по ряду причин будет сдвигаться вправо. Однако сейчас надо думать о действующих заводах, о том, куда через пару лет продавать их продукцию. Вьетнам в этом плане как раз является одним из таких рынков, где можно будет ее реализовывать»,

 — считает Алексей Громов.

Илья Круглей