Происходящее на топливном рынке Украины в этом году заставляет нервничать все большее число потребителей. Причем уже не только простых граждан, но даже военных, зависящих от поставок дизеля, и железнодорожников.
По утверждениям экспертных сообществ и ряда организаций Украины, на топливном рынке страны есть повод для беспокойства как для железнодорожной отрасли, которая все больше зависит от ДТ, так и для военных.
Основных проблем две. Это необходимость импорта топлива, объемы которого уменьшаются, а также рост цен, особенно в свете принятия закона о повышении акцизов.
Федерация работодателей транспортной отрасли Украины обратилась к председателям профильных комитетов Верховной Рады с просьбой до конца военного положения сохранить действующие ставки акциза на топливо, вместо этого повысив ставку налога на сжиженный газ. Увы, но в украинском парламенте считают, что надо поступать иначе.
Что же касается поставок из других стран (поскольку на территории самой Украины ни одного работающего НПЗ нет), то в этом году их объем ниже, чем за аналогичный период в 2023-м.
Увеличение стоимости бензина, ДТ и других типов моторных топлив — это проблема, с которой в последние годы борются во многих уголках мира. В России правительство пытается использовать различные регуляторы, корректирует (а порой даже временно останавливает) экспорт топлива, чтобы внутренний рынок РФ получал нужный объем. В США «распаковывают» (кстати, в последние недели анонсируют очередную распродажу) нефтяные резервы, чтобы удержать мировые цены на нефть, тем самым замедляя рост стоимости бензина в США. Также американский Белый дом давит на нефтепереработчиков.
В целом, руководства разных стран хотя бы пытаются опустить ценники вниз, пусть и иногда с переменным успехом, иногда запоздало, или даже делая в итоге хуже.
Но политики на Украине привыкли работать по-другому. 4 июня этого года Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект об увеличении ставок акциза на топливо до минимального уровня, установленного в ЕС. Такое повышение будет растянуто на пять лет, ставка вырастет от 34% до 136% от нынешнего уровня (в зависимости от типа топлива).
Украинские депутаты предложили следующие ставки акцизного налога на топливо:
И все это при том, что стоимость моторного топлива в стране с начала 2024 года (не говоря уже о росте в предыдущие годы) постоянно увеличивается. Для сравнения: если в январе этого года, по данным Минфина Украины, литр Аи-95 стоил на АЗС в среднем 51,05-51,41 грн, то в середине июня — 56,48 грн (почти 120 рублей).
На Украине все больше грузов перевозится автотранспортом. Именно поэтому опасения Федерации работодателей транспорта выглядят вполне обоснованно. К слову, в состав федерации входит 21 отраслевая территориальная организация, представляющая все типы транспорта (авиа, ж/д, морской, авто), а также порядка 1000 предприятий с общим числом сотрудников более 350 тысяч человек. К такого рода организациям правительственные регуляторы в других странах как минимум прислушиваются или хотя бы корректируют свою политику в соответствии с рекомендациями. Но Верховная Рада выше этого.
Тем более что в украинских СМИ пытаются убедить обывателя, что рост стоимости бензина не повлияет на цену других товаров. Для этого используются тезисы ООО «Консалтинговая группа А-95», которая (вот же совпадение) довольно часто составляет отчеты по топливному рынку для Минфина Украины.
Не трудно догадаться, что тезисы от этой компании будут произноситься только те, что выгодны действующему правительству. Их суть, кстати, вполне проста: перестаньте все проблемы списывать на бензин. В 2022-м цены тоже были высокие — 52 грн за литр. Но потом, даже когда они ненадолго пустились до 40 грн, товары в стране не подешевели. Не произошло и снижения тарифов на грузовые и пассажирские перевозки, продовольствие. Выходит, нынешнее повышение цен якобы не создаст критических проблем для киевской экономики.
Правда, есть один нюанс, о котором как раз в Федерации работодателей транспорта Украины говорят. Из-за перебоев с электроснабжением растет удельный вес дизельного топлива в ж/д-перевозках. А это уже удорожание доставки не только для крупных предприятий страны, но и для военных. Да и в целом, удорожание дизеля увеличит расходы ВСУ… ради которых Киев, собственно, и затевает увеличение различных налогов. Но неужели только ради наполнения бюджетных средств украинский парламент не борется с повышением цен на топливо, а по сути возглавляет процесс?
В Верховной Раде, принимая закон, повышающих налог на акцизы, открыто говорят, что это делается ради доведения ставок акциза на топливо до минимального уровня, установленного в Евросоюзе. Украина — это же Европа, верно? А значит, как ассоциированная страна с ЕС, она должна выполнять ряд требований, включая то, что происходит на топливном рынке. На котором, кстати, ДТ и бензина за счет уменьшения импорта становится все меньше.
В уже ранее упомянутой «Консалтинговой группе А-95» считают, что за первые четыре месяца года украинские компании импортировали у других стран 2,3 млн тонн бензина и дизельного топлива по рыночным ценам. Это на 7% меньше, чем за аналогичный период 2023-го. Комично выглядит попытка украинских СМИ и экспертов подбодрить читателя тем фактом, что объем импорта за четыре месяца 2024-го больше на 9%, чем аналогичный период в 2021-м (до начала СВО, после которого топливо попадало на Украину).
Напомним, на Украине топливо после 2022 года не производится (нет ни одного рабочего НПЗ), оно в принципе появляется в стране после начала СВО только за счет импорта, поэтому, разумеется, он выше, чем до 2021 года.
Как отметил в беседе с «НиК» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, Украина вышла из состава СССР с мощностями нефтепереработки примерно в 50-52 млн т в год (работало 6 НПЗ). Хватало и ей самой, еще и на экспорт шло. Сырье в виде нефти активно поступало из России по весьма мощным нефтепроводам. Но до начала СВО в стране осталось всего два нефтеперерабатывающих завода, которые даже не были загружены на полную мощность.
«Загрузка Кременчугского НПЗ была порядка 2 млн т нефти в год. Россия, кстати, активно заходила на рынок нефтепереработки Украины, компании намеревались модернизировать заводы. Но политики после 2014 года довели страну до того, что снизились объемы потребления моторных топлив. При этом произошел резкий переход с них на газомоторное топливо, в первую очередь, пропан-бутан. Если в 2014-м его потребление на Украине было примерно 850 тыс. т, то к 2022-му показатель приблизился к 2 млн т.
К моменту начала СВО стране попросту не нужно было столько же бензина и ДТ, как это было десяток лет назад. Разумеется, украинская нефтепереработка стала сокращать мощности, увеличился импорт. А то, что его становится меньше, — это следствие падения благосостояния украинцев, впрочем, как и сокращения населения в стране»,
— рассуждает эксперт.
Александр Фролов подчеркнул, что стоимость топлива в стране растет, поскольку растущие налоги «вшиты» в цену бензина и дизеля. Более того, топливо все импортное, а гривна по отношению к евро проседает. Отсюда и рост стоимости за литр бензина в украинской валюте.
«В долларовом выражении украинские цены явно ниже европейских. А учитывая украинскую евроинтеграцию, так быть не должно. В Дании или Нидерландах сейчас литр бензина примерно $2, в Польше и Венгрии (где налоги сильно меньше) — $1,6. В Сербии, которая ассоциирована с Евросоюзом, стоимость $1,7 за литр. Так почему же в Украине, которая тоже ассоциацию с ЕС подписала, $1,4? Непорядок. Киев считает, что независимо от тяжелого положения граждан Украины, страна должна соответствовать правилам Евросоюза»,
— резюмировал заместитель генерального директора Института национальной энергетики.
Илья Круглей