Posted 17 июня 2024, 11:50
Published 17 июня 2024, 11:50
Modified 17 июня 2024, 11:52
Updated 17 июня 2024, 11:52
Украина, руководство которой так долго всех убеждало, что стране не нужен российский газ, наконец-то нашла выход — покупка СПГ, идущего с терминалов на территории США.
Дочерняя компания группы «ДТЭК» по торговле сырьевыми товарами D. Trading (входит в состав SCM, акционером которой является украинский олигарх Ринат Ахметов) подписала свою первую сделку по приобретению СПГ у американской Venture Global.
Как пишет Reuters, дочка ДТЭК будет закупать грузы с терминала по производству СПГ Plaquemines в Луизиане с конца этого года до конца 2026 года. Контракт подписали на полях конференции по восстановлению Украины, которая проходила в Берлине 11–12 июня. Об объеме поставок пока публично информации нет.
Впрочем, есть еще одна сделка. Речь идет о договоре между D. Trading и Venture Global. Дочка «ДТЭК» будет закупать до 2 млн т СПГ в год на третьей очереди СПГ-терминала Calcasieu Pass 2 (CP2). Срок договора — 20 лет.
Зачем американской компании сомнительный покупатель, как Украина в конечном счете получит этот газ, учитывая, что у нее нет своих СПГ-терминалов и нужен ли Киеву вообще газ, доставленный с другой стороны Атлантики, причем непонятно по какой цене?
Сомнительность такого сотрудничества в перспективе, учитывая целый ряд факторов, мягко говоря, зашкаливает. В теории, конечно, поставки СПГ из США на Украину за счет инфраструктуры стран ЕС (СПГ-терминалов и сетей трубопроводов) действительно возможно. Но на практике возникает очень много «но», причем дело не только в дороговизне доставки голубого топлива.
Закупка дочкой украинской «ДТЭК» до 2 млн т СПГ в год на протяжении 20 лет — это весьма серьезный по объемам и срокам контракт. Вот только сегодня никто не может сказать, а будет ли не то чтобы ДТЭК, а вообще энергетика Украины существовать в той же конфигурации через год-два. Кстати, о существовании. Самого СПГ-терминала CP2 LNG, из которого Украина должна будет получать сжиженный газ, еще нет.
На сегодняшний день начальная фаза проекта Calcasieu Pass 2 реализована в рамках 20-летних соглашений о купле-продаже с ExxonMobil, Chevron, JERA, New Fortress Energy, INPEX, China Gas, SEFE и EnBW (т.е. покупатели у терминала есть не только украинские). Venture Global ведет активные обсуждения по поводу оставшихся мощностей и вроде как даже приступила к масштабному строительству объекта за пределами площадки.
Есть только одна маленькая деталь. Компания до сих пор не получила разрешения на постройку самого СПГ-терминала от регулирующих органов США. CP2 находится в числе тех СПГ-проектов, которые администрация президента США Джо Байдена заблокировала, запретив выдачу новых лицензий на экспорт сжиженного газа.
К слову, к готовому, но не введенному в эксплуатацию терминалу Calcasieu Pass (первому в проекте Venture Global) уже претензии у европейских потребителей, подписавших долгосрочные контракты. Shell, BP и другие покупатели грозят судами, поскольку им газ по контрактам не поставляют (ну, а как, говорит Venture, терминал же еще не введен в строй), а трейдерам продают, причем по высоким ценам, в качестве тестовых поставок.
Разумеется, в Venture Global и D.Trading не настолько наивное руководство, поэтому договор представляет собой именно необязывающее комплексное соглашение. Однако у СПГ-терминалов в США подготовка к запуску объекта, как правило, подразумевает наличие уже заключенных соглашений о продаже сжиженного газа. Однако многие контракты Calcasieu Pass 2 с будущими покупателями до сих пор в подвешенном состоянии.
Как пишет Reuters и ряд американских изданий, хоть у Украины и нет своих регазификационных терминалов, способных принимать грузы от американской Venture Global, есть контракты на регазификационные мощности в других странах Европы. Они, в свою очередь, могут через свои сети трубопроводов доставить газ для Киева.
В январе этого года Украина (вместе с Молдовой) присоединилась к инициативе «Вертикальный коридор» — по планируемому проекту коммуникаций для транспортировки газа из Греции в страны, расположенные к северу от нее. За счет этого, говорили тогда украинские чиновники, из Румынии в Центральную Европу (включая и Украину) будет поступать 7 млрд кубометров газа в год.
В теории, Греция могла бы принимать на свои СПГ-терминалы грузы от Venture Global и отправлять газ по трубопроводам для Незалежной. Точно так же, в теории, Киев мог бы закупать сжиженный газ за счет СПГ-терминала в Польше (в Свиноуйсьце), с которой у Украины есть несколько связывающих газопроводов.
Однако на практике опять возникает слишком много «но». Во-первых, «Вертикальный коридор» не готов, хотя о его реализации говорят еще с 2014 года. Во-вторых, польский СПГ-терминал (учитывая, что страна отказалась от трубопроводного газа из РФ), нужен самой Варшаве. Свободных регазификационных мощностей на СПГ-терминале в Свиноуйсьце (около 6 млрд кубометров в год) для Киева может и не оказаться.
Как отметил в комментарии для «НиК» директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, с 2022 года Греция пытается позиционировать себя в качестве основного газового хаба Юго-Восточной и даже отчасти Центральной Европы (пытаясь, причем небезосновательно, забрать эту роль у Турции). «Вертикальный коридор» — это один из способов достижения такой цели. Польша еще с 2015 года определенные объемы, пусть и небольшие, по реверсу на Украину доставляет. Исходя из этого, технически СПГ от берегов США до Украины дойти может. Вопрос, сколько это будет стоить и о каких объемах идет речь.
«Неоднократно обсуждалась идея Трансбалканского газопровода, по которому раньше газ шел из России. С 2020 года „Газпром“ его больше не использует, переключившись на „Турецкий поток“. Зато фиксируются определенные объемы перетоков для снабжения Румынии и Болгарии. В принципе, его можно использовать для поставок газа и на Украину из Болгарии, которая закупит газ у Греции. Вопрос, правда, в объемах. Если они будут серьезными, то надо расширять мощности прокачки. То же самое касается и польского направления. Все упирается в то, сколько именно газа понадобится Киеву.
Добыча газа на Украине относительно стабильна, и если Киеву удастся удерживать отметку в 20 млрд кубометров в год, то учитывая падающее потребление в стране, много импортировать и не нужно. Вполне возможно, что 2-3 млрд куб. м хватит, так что технически его можно с юга и через Балтийское море завезти. Другой вопрос, что цена будет явно выше, чем если бы газ покупался у России, как раньше. При доставке из США слишком большое расстояние и слишком много посредников.
Но это в определенном смысле надежнее, чем просто реверсом покупать газ у Европы на спотовом рынке, где, в отличие от долгосрочных контрактов, цена меняется каждый день»,
— резюмировал эксперт.
В целом, если говорить о примерно паре миллиардов кубометров в год, то долгосрочный контракт на импорт СПГ для Украины — это вполне нормальное желание покупателя защитить себя от скачкообразных цен спотового рынка. Проблема в том, что изначальная стоимость такого контракта тоже будет довольно высокой. Увы, у Киева не так много альтернатив. Конечно, можно поискать других поставщиков СПГ, но и они доставлять газ будут долго и через посредников.
Илья Круглей