Члены картеля не хотят, чтобы их ниша на мировом рынке черного золота была занята конкурентами, но и не хотят спровоцировать падение цен или дисбаланс спроса-предложения. Для РФ нынешняя стратегия ОПЕК+ представляется весьма приемлемой по нескольким причинам.
Впервые за долгое время в ОПЕК+ обозначили временной отрезок, когда страны-экспортеры черного золота все же готовы предоставить мировому рынку больше нефти. Группа объявила о сделке, суть которой — продлить соглашение о сокращении добычи нефти на весь 2025 год.
Однако есть оговорки. И чем детальнее в них вчитываться, тем больше появляется вопросов, особенно если говорить о стратегии картеля в целом, а также о последствиях для некоторых экспортеров в частности.
Первое, что бросается в глаза — это исключение для ОАЭ. Общая квота ОПЕК+ составляет 39,425 млн б/с. С января 2025-го до сентября того же года, она за счет увеличения квоты для Абу-Даби, вырастет на 300 тыс. б/с. При этом допустимый группой стран-экспортеров уровень добычи черного золота для Саудовской Аравии и России на 2025-й не изменился по сравнению с текущим годом, составив 10,478 млн б/с и 9,949 млн б/с соответственно.
В итоге восемь стран из ОПЕК+ во главе с Москвой и Эр-Риядом продлят свои сокращения в 1,7 млн б/с (начались еще в мае 2023-го) на 2024 и 2025 гг. Более того, ограничения в 2,2 млн б/с (действуют с начала 2024 года), тоже будут продлены. Одна из главных интриг в том, на какой период будет продлены эти ограничения в 2,2 млн б/с.
Если верить Bloomberg (ссылается на неназваные источники в картеле), то добровольные ограничения в 2,2 млн б/с будут работать весь 2024 год. В Reuters пишут, что это продлится только в III квартале 2024-го. Формально ограничение будет работать до начала осени 2025 года, однако уже с III квартала 2024-го добыча начнет увеличиваться по 200 тыс. б/с ежемесячно.
При этом в сделке стран-экспортеров черного золота есть оговорка, суть которой — картель может изменить решение (в том числе и в пользу еще большего сокращения добычи), чтобы избежать дисбаланса спроса-предложения.
В целом же, наибольший интерес представляет собой не вероятность того, что ОПЕК+, условно говоря, может передумать и «откатить» свою политику осторожного восстановления добычи назад, руководствуясь конъюнктурой на рынке. Это как раз обычные будни для участников мирового рынка нефти. Ситуативные телодвижения такого рода — это вполне нормально. Гораздо интереснее другое. Картель, похоже, начинает постепенно выстраивать вектор своей политики в сторону устойчивого восстановления добычи нефти (пусть медленного и с оговорками).
Среди серьезных причин такой политики ОПЕК+ можно назвать страх потерять свою долю на мировом рынке нефти. Очевидно, что если политика сокращения добычи картеля не изменится в долгосрочной перспективе, а на рынке увеличится спрос, то другие игроки поспешать занять эту нишу.
Экспортеры вроде Бразилии или Гайаны открыто говорят, что намерены активно наращивать производство черного золота. США в прошлом году побили рекорд по добыче нефти (пиковые значения в 2023-м достигали 13,3 млн б/с), да и сейчас, если верить данным Минэнерго Соединенных Штатов, объемы за последние три месяца не сильно изменились (13,1 млн б/с).
Сейчас, по разным оценкам, доля ОПЕК+ в общемировой добыче жидких углеводородов составляет около 42%, а ведь до 2022-го это было практически 50%. Потеря «веса» на рынке для картеля может не только лишить его заработка, но чревата и потерей влияния на цены, ради которого изначально и создавалась ОПЕК. Это значит, что группа стран-экспортеров должна в определенный момент остановить сокращения добычи, чтобы удержать или даже нарастить присутствие на рынке.
Важную роль играют и цены. Не исключено, что в картеле считают, что при такой политике и спросе-продолжении на ближайшие годы получится если не повысить, то хотя бы замедлить падение цен на нефть или даже удержать на нынешних отметках.
Как отметил в беседе с «НиК» директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, спрос на мировом рынке растет. Если ОПЕК+ будет и дальше держать добычу на текущем уровне, то ниша для стран из картеля на рынке станет сужаться все сильнее.
«Экспортеры из ОПЕК+ хотят частично вернуть свои утраченные позиции, поэтому с октября протестируют рынок на предмет плавного увеличения предложения со своей стороны. Если реакция будет слишком резкой или появятся проблемы со спросом, то будет корректировка.
В целом, вектор у политики ОПЕК+ вполне ожидаемый. Картель подтвердил свою долгосрочную политику по сохранению основных ограничений. Все-таки пока речь идет об увеличении (причем оно будет плавным на протяжении этого года) на 0,5 млн б/с. Кстати, это тот же объем, который уже был выведен с рынка в текущем году. Остальные ограничения, действовавшие до 2024-го, пролонгированы. Это четкий сигнал от картеля о том, что он будет плавно отменять сокращение добычи и одновременно с этим без резких движений увеличивать предложение»,
— говорит эксперт.
Директор по исследованиям Института энергетики и финансов считает, что такая стратегия должна не только позволить картелю частично восстановить свою утраченную нишу на рынке, но и стабилизировать цены выше $70 за баррель. Не исключено, что члены ОПЕК+ рассчитывают на среднегодовые значения в районе $80.
Добавляет хаоса ни не всегда идеальное исполнение назначенных квот по добыче отдельными членами картеля. Сверхдобыча Ирака за I квартал этого года составила 602 тыс. б/с, Казахстана — 389 тыс. б/с. Россия, кстати, тоже не сократила добычу в апреле до заранее определенных отметок, впрочем, она чуть перевыполняла норму сокращений в январе–марте.
Возможно, по этой причине станет еще больше «надсмотрщиков». Картелем решено, что определять добычу стран ОПЕК+ будут семь вторичных источников информации (ранее было шесть — Energy Intelligence, IHS, Rystad Energy, Wood Mackenzie, Argus, EIA). Базовый уровень добычи в 2025 и 2026 гг. станут определять на основе данных IHS, Rystad и WoodMac.
«Решение картеля точно не направлено на рост цен. Не уверен, что в РФ или Саудовской Аравии верят в увеличение стоимости нефти при текущем балансе на рынке. Для России все это вполне приемлемо. С октября 2024-го по сентябрь 2025-го предусмотрен поэтапный рост нашей добычи в рамках квот. Это позволит РФ осенью нарастить добычу до 9,5 млн б/с с нынешних чуть менее 9 млн б/с.
Главное, что компании в РФ настроены на плавный и спокойный рост добычи. При сохранении устойчивых цен на мировом рынке выручка точно не уменьшится, скорее всего, даже вырастет. А это налоговые поступления в бюджет страны, что хорошо для экономики.
Все решение ОПЕК+ основано на принципе „избегаем любых резких движений“. Картель хочет делать все постепенно и при этом держать руку на пульсе рынка»,
— резюмировал Алексей Белогорьев.
Илья Круглей